258

67 Процессы дробления контролируются как генотипически, так и значительным числом метаболических факторов и низкомолеку‑ лярными биологически активными веществами (серотонин, нора‑ дреналин, адреналин, дофамин). В отсутствие последних процес‑ сы дробления прекращаются, и зародыш гибнет на одной из стадий развития. В ходе ранних стадий дробления изменяется активность генов, содержащихся в зиготе. Полагают, что собственно геном яй‑ цеклетки функционирует при первых двух дроблениях зиготы, за‑ тем в регуляцию развития включается геном сперматозоида. Функ‑ ционирование собственно генома эмбриона с равноценным исполь‑ зованием материнских и отцовских генов проявляются, вероятно, только в моруле. Дробление у человека начинается с конца 1 суток после оплодотворения, продолжается в течение 3–4 суток и совер‑ шается во время движения зародыша по маточной трубе. Первона‑ чально питание зародыша происходит лишь за счет запасов желтка, накопленных в овоците, но затем, уже на поздних стадиях дробле‑ ния, зародыш начинает использовать питательные вещества, полу‑ чаемые из содержимого секрета, выделенного железистыми клетка‑ ми маточной трубы и матки. Первое дробление совершается через 30 часов после оплодотворе‑ ния, и борозда дробления проходит по меридиану (рис. 2.15). Случай‑ ные находки исследователей 2‑клеточного (через 36 часов после опло‑ дотворения) и 4‑клеточного эмбриона человека позволили описать уже в эти сроки десмосомоподобные контакты между бластомерами и специфическое расположение цитоплазматических органелл. Затем формируются 3 бластомера, а через 40 часов 4. Через 50–60 часов обра‑ зуется морула, которая является компактной многоклеточной структу‑ рой шарообразной формы. При изучении ее ультраструк‑ туры на стадии 16 клеток отме‑ чено различие между бластоме‑ рами по форме, но не по разме‑ рам, наличие плотных десмосо‑ моподобных контактов между бластомерами. Выявлена высо‑ кая активность ядрышек и мито‑ хондрий. Рис. 2.15. Начальные стадии дробле- ния (2 и 4 бластомера). 1 – прозрач‑ ная оболочка; 2 – редукционное тельце; 3 –бластомеры

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy