000304

41 го культуролога Гарри Триандиса, «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных ис- следователей, но которое определяются таким количеством различ- ных способов, что консенсус и не предвидится». В научной литерату- ре существует огромное количество определений данного понятия в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки, специфики научных школ и т.п. В словаре С.И. Ожегова культура определяется как «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей». В философском словаре И.Т. Фролова культура рассматривает- ся как социально-прогрессивная творческая деятельность челове- чества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектиче- ским единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование дей- ствительности, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. Существует множество определений культуры, согласно которым выделяют следующие подходы к трактовке этого понятия с точки зре- ния ожидаемых результатов и параметров культурной деятельности: 1) функциональный, согласно которому культура рассматривается как способ функционирования общества, как средство осуществления человеческой деятельности, взаимосвязи между людьми и окружаю- щей природой, как способ реализации человеческих потребностей, интересов, идей, программ и т.д.; 2) качественный: культура характеризуется как качественное со- стояние общества, как уровень, степень господства людей над приро- дой и общественными отношениями, как мера очеловеченности при- роды. Отсюда и привычные словосочетания: культура производства, культура земледелия, культура быта, общения, чувств и т.д.; 3) аксиологический, ценностный : культура выступает как сово- купность материальных и духовных ценностей. Такой подход требует

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy