000304

42 разграничения того, что относится к культуре, а что – к антикультуре (жестокость, варварство, дикость, необузданность, фашизм, национа- лизм, шовинизм, ведущие к кровопролитию); 4) креативный: произведения культуры рассматриваются как следствие творческой деятельности людей, творимой ими техники, средств общения, науки, искусства. Сюда включаются не только ре- зультаты человеческой деятельности, но и сами способности людей, процесс реализации способностей, связанный с творением предметов. В таком случае к культуре относят не только профессиональное на- учное, художественное, техническое творчество, но и творчество на- родных масс, самодеятельное творчество; 5) нормативный, согласно которому культура связана с существо- ванием норм, правил поведения людей, с их традициями, обычаями. Сюда относятся способы накопления и передачи информации с по- мощью символов и знаковых систем, причем имеются в виду только те нормы, правила, традиции, которые соответствуют современному, цивилизованному уровню общества, способствуют его поступатель- ному движению; 6) духовно-личностный, включающий развитие способностей лю- дей, определенный уровень их образованности, воспитанности, то, что называется высокой культурностью, духовностью, интеллигент- ностью людей. Объединило понятия «культура» и «безопасность» впервые Меж- дународное агентство по атомной энергии в 1986 году в процессе ана- лиза причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном до- кументе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалифи- кационной и психологической подготовленностью персонала, а ее фор- мирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy