000306

24 Работа № 2. По схемам и таблицам изучите упаковку ДНК. Запол‑ ните в альбоме таблицу «Компактизация ДНК» по предлагаемой схеме: Уровень упаковки Механизм упаковки Степень укорочения (по отношению к исходной длине) Толщина Возможность транскрипции Работа № 3. Изучите по таблице и зарисуйте в альбоме «Схему строения метафазной хромосомы». Сделайте обозначения: первич‑ ная перетяжка (центромера), плечи хромосомы, вторичная перетяж‑ ка, спутник (сателлит), ядрышковый организатор, хроматида, хромо‑ нема, хромомера, матрикс. Работа № 4. Рассмотрите на малом, затем на большом увеличе‑ нии постоянный микропрепарат «Ядрышковый организатор в клет‑ ках печени крыс» (окраска азотнокислым серебром). Найдите гепато‑ циты полигональной формы; отметьте, что граница клеток видна пло‑ хо, т. к. краситель окрашивает преимущественно структуры ядра. Об‑ ратите внимание, что ядрышки окрашены по-разному. Найдите следу‑ ющие варианты: компактное (диффузно окрашенное, тёмное), нукле‑ олонемное (светлое), кольцевидное, микроядрышко. Нередко в нукле‑ оплазме и в самом ядрышке имеются гранулы. Как вы считаете, чему соответствует этот морфологический эквивалент? Зарисуйте, соблю‑ дая цветовую гамму, различные формы ядрышкового организатора. Решение задач Задача № 1. В некоторых органах (например, в щитовидной же‑ лезе) встречаются клетки, объём ядра которых в 2–4 раза увели‑ чен по сравнению с обычными клетками данной ткани; ядерно- цитоплазматическое отношение при этом практически не изменяется. Объясните описанное явление. Задача № 2. В двух клеточных популяциях, полученных в культу‑ ре, обнаружены значительные отличия в количестве ядрышек (прибли‑ зительно в 2 раза). В одной из популяций клеток увеличено не толь‑ ко количество, но и размер ядрышек. С чем это может быть связано? Задача № 3. Количество ядерных пор зависит от функционально‑ го состояния клетки. Предложите варианты клеточной нормы (или па‑ тологии), при которых число ядерных пор увеличивается либо умень‑ шается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy