000321

6 Основным методом патофизиологии является эксперимент. Эксперимен‑ тальное моделирование патологических процессов проводят с использовани‑ ем лабораторных животных, на изолированных органах, в культуре клеток и тканей. «Смысл моделирования заключается в том, чтобы по результатам проводимых с помощью модели опытов выявить свойства и характерные осо‑ бенности изучаемой болезни, возникающей и развивающейся в такой слож‑ ной системе как животный организм» (С.М. Павленко). Другим методом патофизиологии является клиническое наблюдение и использование высокоинформативных современных методов исследова‑ ния пациентов, что позволяет изучать динамику патологических процессов непосредственно у постели больного. Широко применяется метод математического моделирования болезней и патологических процессов. Это особенно важно для прогнозирования те‑ чения и исходов болезней. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Опыт 1. Внешние проявления венозного застоя (демонстрационно) Студенту-добровольцу на плечо накладывают манжетку для измерения ар‑ териального давления. Накачивают воздух в манжетку до исчезновения пуль‑ са на лучевой артерии. Далее, открывая воздушный клапан, снижают дав‑ ление до появления первой пульсовой волны на лучевой артерии. На этом уровне давление в манжетке поддерживают в течение 5 минут и наблюдают за проявлениями венозного полнокровия (по цвету ногтевых фаланг пальцев, кожных покровов, состоянию венозных сосудов тыльной поверхности кисти в сравнении с интактной рукой). Обсуждение результатов опыта проводят, ответив на следующие вопросы: 1. К какой категории экспериментов можно отнести проведенное иссле‑ дование? 2. В чем отличие патофизиологического эксперимента от физиологического? 3. Каковы возможные последствия острого венозного застоя в органах и тканях человеческого организма. 4. Каковы последствия хронического венозного застоя в органах и тканях. 5. Назовите факторы, ограничивающие моделирование при изучении причин и механизмов развития болезней у человека. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Дайте ответ. 1. Назовите основные разделы патофизиологии 1) … 2) … 3) …

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy