000324

18 Пубертатный скачок роста – это увеличение скорости роста на опреде‑ лённых стадиях полового созревания. Старение  – это закономерно возникающие в процессе развития особи возрастные изменения, начинающиеся задолго до старости и приводящие к постепенно нарастающему сокращению приспособительных возможно‑ стей организма. Старость  – это возрастной период в жизни организма, неизбежно на‑ ступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменны‑ ми, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма. Биологическая (или истинная) смерть представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях. Клиническая смерть – это состояние организма, характеризующееся от‑ сутствием внешних признаков жизни (сердечной деятельности и дыхания). Во время клинической смерти функции центральной нервной системы уга‑ сают, однако в тканях ещё сохраняются обменные процессы, поэтому воз‑ можно восстановление (реанимация). Продолжается 5–6 мин после останов‑ ки сердца и дыхания; после этого времени полноценное восстановление жиз‑ ненных функций уже невозможно. Реанимация  – это комплекс мероприятий, направленных на восстанов‑ ление жизненно важных функций организма (прежде всего дыхания и кро‑ вообращения). Диапауза  – это период временного физиологического покоя в развитии и размножении животных. Характеризуется резким снижением интенсивно‑ сти метаболизма и остановкой формообразовательных процессов. Эмбрионизация  – это возникновение в процессе эволюции способности к прохождению части стадий развития под защитой материнского тела или специальных (семенных или яйцевых) оболочек. Деэмбрионизация – это сильное укорочение собственно эмбрионального периода, протекающего под оболочками яйца. Деэмбрионизация, наблюда‑ ющаяся у плацентарных млекопитающих, сочетается с резким уменьшени‑ ем желтка в их яйцеклетках и установлением связи с материнским организ‑ мом через плаценту. Неотения – это возникшая в ходе эволюции способность к размножению на ранних (личиночных) стадиях онтогенеза. Вопросы для самоконтроля 1. С какого периода постнатального онтогенеза проявляются генедерные различия во времени наступления возрастных изменений? А в каком перио‑ де заканчиваются? 2. Какие механизмы роста Вы знаете?

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy