000324

23 эмбриона, которые к моменту рождения исчезают (например, сохранение бо‑ таллова протока, овального окна, вольфова тела). Персистирование частей органов и групп клеток может быть причиной опухолей. Вопросы для самоконтроля 1. Сколько критических периодов развития наблюдается в онтогенезе? 2. Соотнесите критические периоды и процессы эмбриогенеза. 3. Приведите примеры различных видов тератогенов. 4. Чем отличаются тератогены от канцерогенов? 5. На какое время внутриутробного развития приходится период имплан‑ тации? Плацентации? 6. Приведите примеры ВПР, обусловленные гаметопатиями, бластопатиями. 7. Какие пороки различают по филогенетической значимости? 8. Что значит атавистические пороки? Их отличие от аллогенных? 9. Какие пороки различают по распространенности в организме? Приве‑ дите примеры. 10. Как классифицируются пороки по месту локализации в организме? Приведите примеры. 11. Какие Вы знаете аномалии развития провизорных органов у человека? Терминологический самоконтроль Заполните пропуски в следующих утверждениях: 1. Группу факторов, которые приводят к развитию грубых аномалий в ре‑ зультате нарушения эмбриогенеза называют ***, а науку, их изучающую – ***. 2. Промежуток времени, в течение которого повреждающий фактор (***) вызывает нарушение эмбрионального формирования, приводящее к формиро‑ ванию порока развития, называют ***. 3. Если нарушения проявляются на стадии зиготы, приводят к гибели заро‑ дыша – это ***, на стадии бластулы – ***, возникают в период 2–8 недель вну‑ триутробного развития – ***, после 10 недель – ***. 4. От последовательности возникновения различают: *** пороки, если обусловлены непосредственным действием повреждающего фактора, и ***, которые являются осложнением первичных и всегда с ним патоге‑ нетически связаны. 5. Если филогенетически обусловленные пороки развития напоминают органы предковых форм – это *** пороки (или ***), если напоминают органы родственных современных или древних, но боковых ветвей животных – это *** пороки. 6. Пороки, возникающие под действием факторов внешней среды, кото‑ рые нарушают развитие органов (наследственный аппарат не нарушен), назы‑

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy