000332
8 Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимо узнать все философские пьесы и начинать строить свой философский театр. Философствовать, как будто строишь мир заново. 2) Призрак рынка (или призрак площади) – препятствия познания, свя- занные с необходимостью пользоваться словами. Слова – это величайшие заблуждения. Слова бывают 2-х видов: 1 – названия несуществующих вещей (например, судьба); 2 – названия существующих вещей, но плохо и неясно определенных. Зачастую, чтобы выразить мысль, человеку не хватает слов, потому что их нет в языке. Например, есть глагольный аналог слову «мышление» – «мыслить», а глагольного аналога слову «справедливость» нет, хотя явление есть. В коммуникации приходится прибегать к помощи многих других слов. Кроме того, человек часто живет слухами, сплетнями. Для преодоления препятствий этого вида необходимо стремится макси- мально точно выражать свои мысли, вплоть до эмпирической проверки язы- ковых значений. Позитивная часть метода Ф. Бэкона Позитивная часть метода выражена Бэконом в Новом индуктивном ме- тоде (опытном, практическом). Индуктивный метод, основанный на опыте,– лучший способ преодоления призраков познания. Индукция («наведение» от частного к общему) была известна ещё со времён античности, как способ перечисления, рассмотрения всех объектов данного класса явлений и выяв- ление присущих им общих свойств. Ф. Бэкон, создавая новый индуктивный метод («истинная индукция»), дополнил такое понимание представлением о том, что необходимо искать факты не только подтверждающие наличие данного явления, свойства, но и опровергающие. Подтверждение и исклю- чение – это два средства познания естествознания по Бэкону. «Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а за- тем все, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо признак, кото- рый всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то этот признак можно считать «формой», или «природой» дан- ного явления. С помощью своего метода Бэкон, например, нашел, что «фор- мой» теплоты является движение мельчайших частиц тела» 2 . Фрэнсис Бэкон считал, что «Человек столько понимает, сколько постиг в порядке природы», что «Истина не дочь авторитета, а дочь своего времени». 2 Пиама Гайденко. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 156-157.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy