000332

10 Пример: корзина яблок. Часть плодов гниет. Чтобы отделить здоровые плоды от гнилых, необходимо вытряхнуть все плоды и проверить каждое яблоко на качественность. Сомнение – радикальное вытряхивание всего из корзины знаний. Это не скептицизм, это очищение, это отрицание с точки зрения сози- дания, несет положительный смысл: сомнение ради получения знания, а не ради самого сомнения. Подвергая все сомнению до бесконечности, мы приходим к достоверной истине. Самый элементарный факт сомнения обладает достоверностью. Можно усомниться во всем, кроме самого факта сомнения – факта мыш- ления. Следовательно, существует что-то само по себе мыслящее – «Я». Получается, что если «Я мыслю, следовательно, существую». Таким об- разом, в акте сомневающейся мысли заложена несомненность существова- ния мыслящей субстанции. Онтология сознания – сознание как особая реальность. Существуют врожденные идеи, присущие нам априори. Каждое новое поколение использует их как данные. Главные врождённые идеи – это идея Бога, идея числа. Раз существуют идеи, следовательно, существует реальность их порож- дающая. Существует общая сфера сознания, независимая, существующая как субстанция. Существует и материальная субстанция. Отсюда вытекает дуализм Декарта. Рационализм Декарта Человек познает все, если уверен в своем разуме. «Чаще люди исходят из чувства и воображения, но именно они приводят к заблуждениям». Следовательно, разум, который от природы у всех людей одинаков, явля- ется инструментом преодоления препятствий познания. «Различие наших мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, а от того, что мы направляем наши мысли разными путями и рассматриваем не те же самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять»,– считает Р. Декарт. Дуализм Декарта Рене Декарт – создатель классической концепции дуализма. Он утверж- дает, что существует две независимых друг от друга субстанции – духовная и материальная. Они имеют два проявления: 1. Бог и мир. Эта идея непосредственно связана с деизмом Декарта. Бог сотворил мир как протяжённую субстанцию, дал ему первотолчок и зако-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy