000332

11 ны механики. Но после акта творения Бог в дела мира более не вмешивает- ся, и мир развивается по собственным законам, действуя как самостоятель- ный механизм. 2. Душа и тело. Человек состоит из двух отличных друг от друга суб- станций – материальной и духовной. Материальная субстанция обладает свойством протяжённости, духовная – свойством мышления. Они не зависят друг от друга, равноправны, и являются проявлением единого бытия. По- добно тому, как мысль не имеет протяжённости,– тело не способно мыслить. Однако, взаимодействие души и тела всё же происходит посредством особо- го органа – шишковидной железы человеческого мозга. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА Бенедикт Спиноза или Барух д' Эспиноза (1632–1677), великий голландский философ, один из крупнейших рационалистов 17 в. Родители Спинозы были еврейскими эмигрантами, пере- селившимися из Португалии, и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма. Однако в 1656, после конфликта с городскими властями Спино- за был подвергнут «великому отлучению» еврей- ской общиной за еретические взгляды (в основ- ном касавшиеся христианства – община опасалась ухудшения отношений с властями), а в 1660 был вынужден покинуть Амстердам и перебрался на несколько лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал поддер- живать связи с кружком коллегиантов – религиозного братства, позднее объ- единившегося с меннонитами. Из Рейнсбурга он переселился в Ворбург – се- ление вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти 21 февраля 1677 жил в самой Гааге. Спиноза зарабатывал на жизнь изготовлением и шлифовкой линз для очков, микроскопов и телескопов, а также частными уроками; в последующие годы его доход пополнялся скромной пенсией, которая выплачивалась двумя знатными покровителями. Благодаря этому он вел независимый образ жиз- ни и мог позволить себе занятия философией и переписку с ведущими уче- ными того времени. В 1673 ему было предложено место профессора на кафе- дре философии в Гейдельбергском университете, однако Спиноза отказался от предложения, сославшись на враждебное отношение к нему со стороны официальной церкви. Главными его произведениями являются Богословско- политический трактат ( Tractatus Theologico - Politicus ), опубликованный ано- нимно в Амстердаме в 1670, и Этика ( Ethica ), начатая в 1663 и законченная в 1675, но изданная только в 1677 на латинском языке в книге Посмертные

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy