000332
13 Атрибутов бесконечное множество, но мы знаем пока только два: • протяженность (материальность, связанная с соразмерностью вещей); • мышление. 3-я ступень онтологии – модусы – прямо противопоставлены субстан- ции – они единичны , подвижны, изменчивы, несовершенны и проявляются через др. др. Модусы – это то проявление субстанции в мире, с которым име- ет дело человек, это многообразие всех вещей и идей. Субстанция – тезис, атрибут – антитезис, модус – синтезис. Модусы имеют лишь внешнюю причину, ограниченны во времени и про- странстве, могут существовать в телесной форме. Учение Спинозы о человеке Человека Спиноза рассматривает как модус особого рода. Все единичные вещи, все модусы ведут себя как «вещи протяженные»; и лишь человек яв- ляется и «вещью мыслящей». Человек – это одно из наиболее сложных тел. Сложность человеческого организма – это результат деятельности челове- ческой души. Душа – это особая, отличная от тела, сущность. Душа – это совокупность мыслительных способностей человека, одно из проявлений «бесконечного разума Бога». Вместе с тем, Спиноза считает, что « ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому». (Психофизический параллелизм). Душа и тело – два самостоятельных начала, но они находятся в соответствии друг с другом (т. е. изменяется одно, изменяется и другое), хотя причинно они и не связаны. Все люди одинаковы, все – части природы (нет иерархии в природе), все – проявления Бога. Больше всего человека характеризует его психическая сто- рона – аффекты, страсти . Психологически мы имеем одну и туже основу, хотя сила выражения аффектов может быть иной. Поскольку человек природное существо ему характерно стремление к са- мосохранению, но самосохранение человека как животного и самосохране- ние как творящего – это не одно и то же. Есть страсти животные и страсти активные, пронизанные разумом. Чело- век должен самосохраниться, прежде всего, не как животное, а как человек – через активные страсти. Человек строго детерминирован страстями. Избав- ляться от них не нужно. Нужно уметь пользоваться всем набором страстей, уметь их гибко обходить. Это возможно при помощи активных разумных аффектов. Свобода – это осознание страстей. Следовательно, «свобода – познанная необходимость». Свобода – это понимание зависимости от страстей и уме- ние ими управлять. Человек как природное существо не более свободен, чем любая другая вещь, но вместе с тем познание аффектов позволяет познать себя свободным.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy