000332

15 Лейбниц также завершил создание европейской философии XVII века и стал предшественником немецкой классической философии, создал фило- софскую систему, получившую название «монадология» 5 . Лейбниц, подобно Декарту и Спинозе, продолжил поиски субстанции. Если «Философия Спинозы – это телескоп, обращенный в мировое про- странство, в котором растворен человек», то философия Лейбница – микро- скоп, направленный в глубину этого мира. Вся философия Лейбница пронизана жизнью. Мир для него наилучший из миров, мир гармоничный, взаимосвязанный. В нем нет ничего бессмыс- ленного и пустого – оптимизм Лейбница во всем видит хорошее. «Любить – значит радоваться счастью другого, что тоже самое, превращать чужое сча- стье в собственное…». Монадология Лейбница Учение о множественности субстанций Спиноза Независима, Самостоятельна, Кауза суе Лейбниц Субстанция – сила деятельности Деятельность – влечение , которое выражает себя через себя, через свою активность . То есть субстанция – сущность, способная к деятель- ности, которая является причиной самой себя (самодея- тельность). (а раньше: деятельность - движение). Субстанция – принцип самой деятельности, которая обу- славливает индивидуальность. (Субстанция у Спинозы – лишена индивидуальности, у Лейбница – бесконечное множество субстанций, столько же, сколько индивидуальностей). Главный принцип – принцип индивидуальности  – принцип различия, принцип абсолютного своеобразия (В мире нет 2-х существ, которые были бы безусловно одинаковы). Сущность философии Спинозы Сущность философии Лейбница Единство Различие, отличие Только через различие познается единство (Лейбниц). Единство  – синоним единичного, индивидуального. Субстанцию Лейбниц называл другим словом – монада ( монос  – единое, неповторимое). 5 См.: ru.wikipedia.org › Лейбниц, Готфрид Вильгельм

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy