000332

21 ляет одну из главных предпосылок спокойной жизни граждан, избавляя их от опасностей гражданской войны (которая начиналась тогда в Англии между сторонниками короля и сторонниками парламента). Вместе с тем произведе- ние Гоббса было направлено против церковников, ибо одна из его важнейших идей состояла в том, что церковь, неправильно истолковывавшая свои пре- рогативы, становится одним из наиболее опасных источников гражданской смуты. Продолжая углублять и обдумывать эти общественно-политические идеи, Гоббс работал над своим крупнейшим политическим и социологиче- ским изданием «Левиафан». Это произведение, заострявшее антиклерикаль- ные идеи «О Гражданине», было издано в Лондоне в 1651 году. Окончательно порвав с королевской партией, Гоббс в том же году вернулся в Лондон. Здесь он сотрудничает по некоторым вопросам практической политики с лордом- протектором Англии Кромвелем, ведет полемику по одному из важнейших философских вопросов вопросу о свободе воли – с епископом Брамхолом и продолжает разрабатывать свою философскую систему. В 1655 году выхо- дит в свет работа Гоббса «О Теле», представляющая собой первую часть его системы, а в 1658 году ее вторая часть – «О Человеке». Гоббс Томас «Левиафан», М. «Мир»,1988. Гоббс Томас. Избранные произведения. «Мысль»,1978. Механистический материализм Гоббс создал первую законченную систему механистического материа- лизма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Ге- ометрия и механика для Гоббса – идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движе- нием. Движение понимается как механистическое – как перемещение. Чув- ственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантаз- ма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию ра- ционалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». Этика Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» – стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловле- ны разумным пониманием того, что способствует и что препятствует дости-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy