000332

22 жению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с граждан- скими обязанностями, вытекающими из общественного договора. Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие фило- софской и социальной мысли. Договорная теория происхождения государства Гоббс – один из основателей «договорной» теории происхождения госу- дарства. Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «вой- ны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свобо- ду в пользу государства, задача которого – обеспечение мира и безопасно- сти. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса – на стороне монархии. Отстаивая не- обходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым со- хранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного об- щежития была одной из центральных философско-социологических про- блем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 – 17 века в эпоху соз- дания национальных государств в Европе укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов. В Англии в условиях рево- люции и гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не уди- вительно, что разроботкой вопросов моральной и гражданской Философии, или философии государства, и привлекала прежде всего внимание Гоббса. Философ сам подчеркнул это в посвящении, предпосланном произведению «О Теле», в котором он определяет свое место среди других основоположни- ков науки и философии нового времени. Разработка этих вопросов застави- ла Гоббса обратиться к изучению человека. Английский философ, как и мно- гие другие передовые мыслители той эпохи, не поднявшиеся до понимания действительных, материальных причин общественного развития, пытался объяснить сущность общественной жизни, исходя из принципов «Человече- ской природы». В противовес принципу Аристотеля, гласящему, что человек существо общественное, Гоббс доказывает, что человек не общественен по природе. В самом деле, если бы человек любил другого только как человека, почему ему тогда не любить всех одинаково. В обществе мы ищем не друзей, а осуществление собственных своих интересов. «Чем занимаются все люди, что они считают удовольствием, если не зло- речие и высокомерие? Всякий хочет играть первую роль и угнетать дру- гих; все притязают на таланты и знания и сколько слушателей в аудитории,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy