000332

23 столько и докторов. Все стремятся не к обшежитию с другими, а к власти над ними и следовательно к войне. Война всех против всех является и сейчас законом для дикарей, и состояние войны до сих пор является естественным законом в отношениях между государствами и между правителями»,– пи- шет Гоббс. По Гоббсу, наш опыт, факты обыденной жизни говорят нам, что существует недоверие между людьми. «Когда человек отправляется в путешествие, человек берет с собой ору- жие и берет с собой большую компанию; когда он ложится спать, он запира- ет дверь на замок; оставаясь дома он запирает свои ящики. Какое же мнение мы имеем о своих согражданах, раз мы разъезжаем вооруженными, раз мы запираем на замок свою дверь, о своих детях и о прислуге, раз мы запираем свои ящики? Разве этими своими действиями мы не обвиняем людей так же, как я их обвиняю своими утверждениями». Впрочем, добавляет Гоббс, никто из нас не может их обвинять. Желания и страсти людей не являются греховными. И когда люди живут в естествен- ном состоянии, никаких несправедливых актов не может существовать. По- нятие добра и зла может иметь место там, где существуют общество и зако- ны; там, где нет установленных правил, не может быть несправедливости. Справедливость и несправедливость, по словам Гоббса, не суть способности ни души, ни тела. Ибо если бы они были таковыми человек владел бы ими, даже будучи одиноким в мире, так же как он владеет восприятием и чувство- ванием. Справедливость и несправедливость суть качества и свойства чело- века, живущего не в одиночестве, а в обществе. Но что толкает людей к совместной жизни в мире между собой, вопре- ки их наклонностям, к взаимной борьбе и к взаимному истреблению. Где ис- кать те правила и понятия, на которых базируется человеческое общежитие? По мнению Гоббса таким правилом становится естественный закон, основанный на разуме, при помощи которого каждый приписывает себе воз- держание от всего того, что, по его мнению, может оказаться вредным ему. Естественные законы человеческого общежития «Естественный закон – это правило которое кроется не в согласии людей между собой, а в согласии человека с разумом, это – указание разума относи- тельно того, к чему мы должны стремиться и чего мы должны избегать в це- лях нашего самосохранения. « – говорит Гоббс. Так каковы же эти естествен- ные законы человеческого общежития в понимании Гоббса? Первый основной естественный закон гласит: Каждый должен добивать- ся мира всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, а если он не может получить мира, он может искать и использовать все средства и преи- мущества войны. Из этого закона вытекает непосредственно второй закон: Каждый дол- жен быть готов отказаться от своего права на все, когда другие этого тоже

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy