000332
24 желают, поскольку он считает этот отказ необходимым для мира и самоза- щиты. Помимо отказа от своих прав может быть еще (как считает Гоббс) пе- ренос этих прав. Когда двое или несколько человек переносят друг на друга эти права, это называется договором. Третий естественный закон гласит, что люди должны придерживаться соб- ственных договоров. В этом законе находиться функция справедливости. Толь- ко с переносом прав начинается общежитие и функционирование собственно- сти, и только тогда возможна несправедливость при нарушении договоров. Чрезвычайно интересно, что Гоббс выводит из этих основных законов за- кон христианской морали: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». По Гоббсу естественные законы, будучи правилами нашего разума, вечны. Название «закон» для них не совсем подходит, однако по- скольку они рассматриваются как веление бога, они есть «законы». Теория государства Теория Государства Гоббса логически вытекает из его теории права и мо- рали. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохра- нению и безопасности. Мы знаем уже каковы по Гоббсу, естественные зако- ны, которые диктуются человеком его разумом. Но разум не всегда требует вы- полнения этих законов. Ибо исполнение этих законов одними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а не самосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безо- пасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения до- статочного количества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства. Гоббс определяет государство следующим образом: «Государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силу соглашения многих людей является законом для них всех, так как оно может употреблять силы и способности каждого для обеспечения общего мира и защиты. « Лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие, получает название вер- ховной власти; все остальные граждане называются подданными. Права государства Но каковы права государства? Государство, в силу перенесения на него прав всех обладает всеми правами, принадлежащими человеку в естествен- ном состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и права государ- ства. Нет на земле власти высшей, чем государственная власть, и нет нико- го, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия; ибо с момента су- ществования государства она обладает всеми без исключения правами всех
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy