000332
26 мира и безопасности гражданам,– должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавли- ваются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своему безгранична. В республике народное собрание име- ет такую же власть над подданными, как король в монархическом правлении ибо иначе будет продолжаться анархия. Отрицание абсолютной власти, проис- ходит, по мнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов. Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уни- чтожена волей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верховной власти; поэтому без согласия самой вер- ховной власти они не могут отступиться от своего обязательства. Виды государственной власти Гоббс устанавливает три вида государственной власти: монархию, ари- стократию и демократию; ибо» государственная власть может принадлежать одному лицу или совету многих. Соответственным образом совет многих людей состоит либо из всех граждан таким образом, что любой из них име- ет право голоса и может участвовать, если захочет, в обсуждении дел, либо только из их части». Тирания и олигархия являются не отдельными формами государствен- ной власти, а лишь другими названиями тех же видов,– название, которые выражают наше отрицательное отношение к каждой из этих форм. Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых суще- ствует государственная власть, является, по мнению философа, монархия. Обязанности государственной власти Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащи- ми гражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и те обязанно- сти, которые вытекают из естественных законов; эти обязанности выража- ются в следующем: Благо народа – высший закон, и поэтому они сводятся к повиновениям ве- ления разума, который требует блага всех людей. А так как это благо есть, пре- жде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает против пред- писания государственной власти. Впрочем нужно прибавить, что мир являет- ся благом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стре- мятся не просто к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно, задачей вла- сти является обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан. Но, что такое счастливая жизнь? Счастье, говорит философ, состоит в пользовании различными благами жизни, а для возможности пользования всеми этими благами жизни необходимо следующее: защита от внешних
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy