000332

27 врагов, сохранение мира внутри государства, поднятие благосостояния и бо- гатства и предоставление права каждому гражданину пользоваться свобо- дой без ущерба для других граждан. Государственная власть, следовательно, должна обеспечивать эти четыре условия, необходимые для счастья граж- дан, живущих в государстве. А для того, чтобы государственная власть вы- полнила свои обязанности, она должна иметь определенные права. Гоббс вручает государственной власти все права, вытекающие из ее приро- ды: он оставляет за гражданами одно лишь право на физическую жизнь. Даже в духовных делах он отдает всю власть государству. Государственная власть мо- жет установить религию и обряды. Люди неверующие должны тем не менее подчиниться законам государства и исполнять все внешние религиозные обря- ды. Внутренний мир веры и мысли не доступен власти; поэтому она не может предписывать нам верить или не верить. Но если нам предписали бы, говорит Гоббс, в нехристианском государстве, например, «выражать языком или внеш- ними знаками исповедания, противные христианству, то мы должны были бы повиниться законам государства, сохраняя в сердце своем веру в Христа». Отношения государства и церкви Каковы должны быть, по теории Гоббса, взаимоотношения между госу- дарством и церковью? Гоббс полагает, что церковь есть не простое соедине- ние верующих; соединение верующих без законного разрешения не обра- зует еще церкви. Чтобы соединение верующих стало законным собранием, оно должно получать разрешение государственной власти: только под этим условием оно получает право издавать постановления. Следовательно, толь- ко верховная власть своим согласием превращает собрания отдельных лиц в правильное, законное собрание, в церковь. Раз церковь может образоваться только с согласия и при содействии го- сударственной власти, ясно, что из нескольких народов, различных в поли- тическом отношении, не может образоваться единая церковь. Каждая нация есть в тоже время и церковь и государство; разница между церковью и го- сударством есть разница лишь по форме. Тот же союз людей есть государ- ство, поскольку он складывается просто из людей, и церковь, поскольку он складывается из верующих людей, христиан. Из этого соотношения церкви и государства вытекает, что граждане, обязанные безусловным повиновени- ем государственной власти в мирских делах, обязаны повиноваться церкви в духовных делах. Это повиновение должно быть полное. Ибо о догмах веры рассуждать нельзя: они обсуждению не подлежат, «их нужно принимать,– замечает очень едко Гоббс,– как пилюли врача: целиком и не разжевывая». Гоббса многие его противники обвиняли в атеизме. Гоббс старался до- казать, что обвинение это необоснованно. Но если было бы неверно считать Гоббса явным атеистом, проповедующим безбожие, то с полным основани- ем можно утверждать, что он проявлял свободомыслие в вопросах религии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy