000332
28 Корни религии В чем видит Гоббс корни религии? Корни религии, по мнению Гоббса, ле- жат в страхе человека за свое будущее, страх будущего побуждает людей ис- кать причины вещей и явлений ибо «знание их позволяет людям устроить на- стоящее лучше и так, и так чтобы оно больше служило им на пользу. « Отсюда ведут две дороги: одна ведет к признанию существования высшей силы, назы- ваемой нами богом; другая к созданию в воображении множества богов, кото- рые должны нам не только объяснять причину предметов и явлений мира, но и помогать получить нам необходимые предметы, если они нам полезны, и избе- гать их, если они могут принести нам вред. Доискиваясь в причину вещей люди приходят к заключению, что должна существовать последняя причина, которая сама по себе причину не имеет. Эту последнюю причину люди называют богом. Но эта мысль о причине есть лишь абстрактное умственное заключение, ника- кого представления об этой последней причине люди иметь не могут. В большинстве случаев незнание природы вещей и явлений заставляет людей полагать, что эти явления вызваны кокой-то неведомой, таинствен- ной силой. Так как явления причиняют людям удовольствие или страдание, то ясно, что они хотят знать что за сила, которая всесторонне влияет на их жизнь, и они поэтому выдумывают всевозможные таинственные силы, от которых они зависят. А «этот страх перед невидимыми и необъяснимыми вещами является естественным семенем того, что мы называем религией». Боги,– говорит Гоббс,– суть не что иное, как творение нашего вообра- жения, и нет вещи имеющей название, которая не была бы рассматриваема людьми как бог или черт. Основные идеи Гоббса вкратце можно резюмиро- вать следующим образом. Страх перед будущим – корень религии. Невеже- ство, то есть незнание причин явления, и склонность видеть повсюду таин- ственные силы и неведомых духов – основная причина религиозных верова- ний и религиозного культа. Сознательный обман и закрепления невежества среди народов, как лучший способ держать их в повиновении – к этому сво- дится всякая деятельность служителей религии. Такие взгляды на религию прямо ведут к атеизму, и как бы Гоббс не под- черкивал, что речь идет только исключительно о языческих религиях, а не о религиях откровения, для всех очевидно, что речь у него идет о всех рели- гиях. Можно смело сказать, что Гоббс вплотную подходит к пониманию ре- лигии и религиозных культов того времени, как к орудию для подчинения. Гоббс считает, что церковь в любом случае должна подчиняться государ- ственной власти. Религия – не как вера, а как вероисповедание – тоже все- цело зависит от государства. Согласно Гоббсу религия – это суеверие, при- знанное государством. Притязание церкви диктовать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим к анархии и возвращению общества в пер- воначальное состояние войны против всех.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy