000332

44 3. «Сделанное не может быть несделанным». 4. «Тот, кто мыслит, не может не быть или не существовать, пока мыслит». • Объясните, к какому виду идей относит Р. Декарт эти высказывания. • Каково происхождение таких идей, что является их источником по Р. Декарту? • Ваше отношение к точке зрения Декарта. Задание № 9. Рене Декарт следующим образом анализирует средневеко- вый парадокс: «Может ли Бог создать пустоту?»: «Если спросят, что случилось бы, если бы Бог устранил тело, содержаще- еся в данном сосуде, и не допустил, чтобы другое тело проникло на покину- тое место, то на такой вопрос нужно ответить: в таком случае стороны со- суда сблизятся настолько, что непосредственно сомкнутся, ибо когда меж- ду двумя телами не находится ничего, то они необходимо должны касаться друг друга…» (Декарт Р. Избр. произведения. – М., 1950. – С. 474.) • Определите, как Р. Декарт решает парадокс, которому уделяли много внимания средневековые физики. • В чём идеи Декарта о пространстве противоречат идеям античных ато- мистов? • Проанализируйте позицию Р. Декарта с точки зрения современной науки. Задание № 10. Рене Декарт таким образом рассуждает о материи: «Не будем так же считать её первой материей философов, которая, будет полностью лишена всех своих форм и качеств, превращается во что-то, недо- ступное ясному пониманию. Представим нашу материю настоящим телом, совершенно плотным, одинаково заполняющим всю длину, ширину и глу- бину того огромного пространства, на котором остановилась наша мысль. Представим далее, что каждая из её частей всегда занимает часть этого про- странства, пропорционального её величине, и никогда не может заполнить больший или сжаться в меньший объём или допустить, чтобы одновремен- но с нею какая-нибудь другая часть материи занимала то же самое место» (Р. Декарт. Сочинения в двух томах. Т.1. – М., 1989. – С. 197.) • Проанализируйте, чем отличается понятие «материя» у Декарта от ан- тичного и современного. Задание № 11. Рене Декарт приводит пример, раскрывающий различие между культурой традиционной и культурой нового времени: «…Мы видим, что здания, задуманные и завершенные одним архитектором, обычно красивее и стройнее тех, над перестройкой которых трудились мно- гие, используя при том старые стены, построенные для других целей. Так ста- рые города, бывшие когда-то лишь небольшими поселениями с течением вре- мени ставшие большими городами, обычно скверно распланированы по срав- нению с теми правильными площадями, которые инженер по своему усмотре- нию строит на равнине. Хотя, рассматривая здания старых городов, каждое в от-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy