000332
51 и таким, что природа признает в нем нечто подлинно ей известное и укоре- ненное в самом сердце вещей. Но и в самой форме индукции, и в получаемом через нее суждении мы за- мышляем великие перемены. Ибо та индукция, о которой говорят диалекти- ки и которая происходит посредством простого перечисления, есть нечто дет- ское, так как дает шаткие заключения, подвержена опасности от противореча- щего примера, взирает только на привычное, и не приводит к результату. Между тем для наук нужна такая форма индукции, которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасыва- ний делала бы необходимые выводы. Но если тот обычный способ суждения диалектиков был так хлопотлив и утомлял такие умы, то насколько больше придется трудиться при этом другом способе, который извлекается из глу- бин духа, но также и из недр природы? Но и здесь еще не конец. Ибо и основания наук мы полагаем глубже и укрепляем, и начета исследования берем от больших глубин, чем это дела- ли люди до сих пор, так как мы подвергаем проверке то, что обычная логика принимает как бы по чужому поручательству» (Ф. Бэкон Сочинения. В 2-х т. – М., 1977–1978. – т. 1, с.71–72.) Текст 3. «Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не при- знал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и преду- беждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столь- ко частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с пред- метов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по сту- пеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» (Р. Декарт. Сочинения в 2-х т. – М., 1989. – т.1, с. 260–261.) Текст 4. «… поскольку сознающий себя ум пока еще сомневается отно- сительно всех прочих вещей и обстоятельно рассматривает, каким образом расширить свое познание, он прежде всего обнаруживает у себя идеи мно- жества вещей; и пока он их просто созерцает и не утверждает и не отрицает существования каких-либо подобных им вещей вне себя, он не может не за- блуждаться. Он обнаруживает также некоторые общие понятия ( notiones com- munes ), составляет из них различные доказательства, которые, как он убежда- ет себя по внимательном их рассмотрении, являются совершенно истинными. Так, к примеру, он содержит в себе идеи чисел и фигур и среди прочих своих общих понятий также понятие о том, что если к равным величинам прибавить
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy