000332

52 равные, образовавшиеся таким образом величины будут также между собой равны; обладает он и другими подобными понятиями, на основе которых лег- ко доказывается, что три угла треугольника равны двум прямым, и т.д.; до тех пор, пока он внимателен к предпосылкам, из которых выводит эти понятия, он убежден, что и они, и все подобные им понятия истинны. Однако, поскольку он не может постоянно уделять внимание предпосылкам и впоследствии при- поминает, что ему пока неведомо, не такова ли его природа, чтобы позволять ему ошибаться даже в том, что представляется ему очевиднейшим, он убеж- дается, что он вправе сомневаться в подобных вещах и не может иметь о них сколько-нибудь достоверного знания до того, как познает своего творца. … Правильное заключение о существовании Бога вытекает из того, что в нашем понятии Бога содержится необходимость его существования Далее наш ум, рассматривая среди различных имеющихся у него идей одну – ту, что являет нам в высшей степени разумное, могущественное и совер- шенное существо,– как наиглавнейшую, распознает в ней не потенциальное и всего лишь случайное существование, наподобие того, что присуще идеям всех прочих вещей, отчетливо воспринимаемых нашим умом, но полностью вечное и необходимое. Подобно тому, например, как на основе одного лишь воспри- ятия необходимости, чтобы в идее треугольника содержалось равенство трех его углов двум прямым, наш ум убеждается, что треугольник действительно об- ладает тремя углами, равными двум прямым, что на основе одного лишь вос- приятия необходимости и вечности существования в идее наисовершеннейшего существа должен неизбежно заключить, что наисовершеннейшее бытие суще- ствует (Р. Декарт. Сочинения в 2-х т. – М., 1989. – т. 1, с. 318–319.) Текст 5. «… поскольку мы обладаем идеей Бога, или верховного суще- ства, мы вправе исследовать, по какой причине мы ее имеем; при этом мы об- наруживаем в ней столь великую необъятность, что полностью убеждаемся в немыслимости того, чтобы она была нам внушена иначе как вещью, обла- дающей действительной совокупностью всех совершенств, т.е. самим реаль- но существующим Богом. Ведь благодаря естественному свету нам отлично известно, что не только ничто не рождается из ничего как из тотальной про- изводящей причины, но также и более совершенная вещь не рождается из менее совершенной; более того, у нас вообще не может быть идеи или образа какой-либо вещи, коя не имеет где-либо – в нас ли самих или вне нас – некое- го архетипа, реально содержащего в себе все ее совершенства. Но поскольку мы никоим образом не обнаруживаем в себе те высшие совершенства, иде- ей которых мы обладаем, мы именно на этом основании правильно заключа- ем, что совершенства эти присущи кому-то отличному от нас, а именно Богу, или же, несомненно, они были ему присущи некогда раньше; но из последне- го очевиднейшим образом следует, что эти его совершенства существуют и ныне (Р. Декарт. Сочинения в 2-х т. – М., 1989. – т. 1, с. 321).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy