000332

53 Текст 6. «Философия распадается на две основные части. Всякий, кто приступает к изучению возникновения и свойств тел, сталкивается с двумя совершенно различными родами последних. Один из них охватывает пред- меты и явления, которые называют естественными, поскольку они являют- ся продуктами природы; другой – предметы и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей, и назы- вается государством ( civitas ). Поэтому философия распадается на филосо- фию естественную и философию гражданскую. Но так как, далее, для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей, то философию государства подразде- ляют обычно на два отдела, первый из которых, трактующий о склонностях и нравах, называется этикой, а второй, исследующий гражданские обязан- ности,– политикой или просто философией государства. Поэтому мы, пред- варительно установив то, что относится к природе самой философии, прежде всего будем трактовать о естественных телах, затем об умственных спо- собностях и нравах людей и, наконец, об обязанностях граждан (Гоббс Т. Сочинения. В 2-х т. – М., 1989-1991. Т.1. – С. 79-80). Текст 7. «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один чело- век физически сильнее или умнее другого, однако если рассмотреть все вме- сте, то окажется, что разница между ними не настолько велика, чтобы один человек, основываясь на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, а другой не мог бы претендовать на него с таким же правом. Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на дости- жение целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению их цели (которая состоит главным образом в сохранении жизни, а иногда в одном лишь наслаждении) они стараются погубить или по- корить друг друга. Таким образом, выходит, что там, где человек может от- разить нападение лишь своими собственными силами, он, сажая, сея, строя или владея каким-нибудь приличным именем, может с верностью ожидать, что придут другие люди и соединенными силами отнимут его владение и лишат его не только плодов собственного труда, но также жизни или сво- боды. А нападающий находится в такой же опасности со стороны других (Гоббс Т. Сочинения. В 2-х т. – М., 1989-1991. Т. 2. – С. 93-94). Текст 8. « Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является за- бота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководствуются стремлени- ем избавиться от бедственного состояния войны, являющегося… необходи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy