000332

55 имного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходи- мым для их мира и общей защиты… Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является под- данным (Гоббс Т. Сочинения. В 2-х т. – М., 1989-1991. Т. 2. – С. 79-80). Текст 10. « 1. Под причиною самого себя ( causa sui ) я разумею то, сущ- ность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующею. 2. Конечною в своем роде называется такая вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы. Так, например, тело называет- ся конечным, потому что мы всегда представляем другое тело, еще большее. Точно так же мысль ограничивается другой мыслью. Но тело не ограничива- ется мыслью, и мысль не ограничивается телом. 3. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представ- ляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представ- лении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться. 4. Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность. 5. Под модусом я разумею состояние субстанции ( Substaniae affectio ), иными словами, то, что существует в другом и представляется через другое. 6. Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное ( ens absolute infinitum ), т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность (Спиноза Б. Из- бранные произведения. В 2-х т. – М., 1957. Т. 1. С. 361-362). Текст 11. « Свойства разума, которые я особо заметил и ясно понимаю, таковы: I. Разум заключает в себе достоверность, т.е. знает, что вещи формально таковы, как они в нем самом объективно содержатся. II������������������������������������������������������������������� . Разум воспринимает некоторые вещи или образует некоторые идеи аб- солютно, а некоторые – из других. Так, идею количества он образует абсо- лютно, не обращаясь к другим мыслям; а идею движения – не иначе, как об- ращаясь к идее количества. III. Те идеи, которые он образует абсолютно, выражают бесконечность; ограниченные же идеи он образует из других… VI��������������������������������������������������������������� . Идеи, которые мы образуем ясными и отчетливыми, представляют- ся настолько вытекающими из одной только необходимости нашей природы, что кажутся абсолютно зависящими от одной только нашей мощи; смутные же наоборот: часто они образуются против нашей воли… VIII. Чем более совершенства некоторого объекта выражают идеи, тем они совершеннее. Действительно, мы не так удивляемся мастеру, который

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy