000332
56 создал идею какой-нибудь часовни, как тому, кто создал идею какого-нибудь знаменитого храма… Итак, цель в том, чтобы иметь ясные и отчетливые идеи, т.е. такие, кото- рые возникли из чистого разума, а не из случайных движений тела. Затем, что- бы все идеи были сведены к одной, мы постараемся связать и расположить их таким образом, чтобы наш дух, насколько для него возможно, объективно пе- редавал то, что существует формально в природе, в ее целом и в ее частях… Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей… К познанию первого рода относятся все те идеи, которые неадекватны и смутны; следовательно, познание это есть единственная причина ложно- сти. К познанию же второго и третьего рода относятся, как мы сказали, идеи адекватные; и потому оно необходимо истинно… Высшая добродетель души состоит в познании Бога, иными словами – в познании вещей по третьему способу, и эта добродетель бывает тем боль- ше, чем больше душа познает вещи по этому способу (Спиноза Б. Иэбранные произведения. В 2-х т. – М., 1957. Т. 1. С. 356-357; 351; 439; 607). Текст 12. «Под аффектами я разумею состояния тела ( corpora affectio- nes ), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к дей- ствию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний… Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и ви- дит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему» (Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. – М., 1957. Т. 1. С. 456; 521). Текст 13. « Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, доста- точно для доказательства того, что оно неврожденно. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некие врожденные принципы, некие первичные понятия, Koiva ’ i “ ewoiai , так сказать, запечатленные, в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Чтобы убедить непредубеж- денных читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь по- казать, как эти люди исключительно при помощи своих природных способ- ностей, без всякого содействия со стороны врожденных впечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких перво- начальных понятий или принципов. Ибо, я думаю, все охотно согласятся, что дерзко предполагать врожденными идеи цветов в существе, которому Бог дал зрение и способность воспринимать при помощи глаз цвета от внешних вещей. Не менее безрассудно считать некоторые истины природными отпе- чатками и врожденными знаками, ибо ведь мы видим в себе способность прийти к такому же легкому и достоверному познанию их и без того, что-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy