000332

57 бы они были первоначально запечатлены в душе (что я и надеюсь показать в последующих разделах этого сочинения)» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 96). Текст 14. « Идея есть объект мышления. Так как каждый человек созна- ёт, что он мыслит и что то, чем занят ум во время мышления,– это идеи, на- ходящиеся в уме, то несомненно, что люди имеют в своем уме различные идеи, как, например, такие, которые выражаются словами: «белизна», «твер- дость», «сладость», «мышление», «движение», «человек», «слон», «войско», «опьянение» и др. Прежде всего, стало быть, нужно исследовать, как чело- век приходит к идеям… Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот [их] обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое вооб- ражение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получа- ет он весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущае- мые предметы, или на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разу- му весь материал мышления. Вот два источника знания, откуда происходят все идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 154). Текст 15. «Если спросят, когда же человек начинает иметь идеи, то вер- ный ответ, на мой взгляд, будет: «Когда он впервые получает ощущение». Так как оказывается, что в душе не бывает идей до доставления их чувства- ми, то я полагаю, что идеи в разуме ( understanding ) одновременны с ощуще- нием, т.е. с таким впечатлением или движением в какой-нибудь части наше- го тела, которое производит в разуме некоторое восприятие. Этими-то впе- чатлениями произведенными на наши чувства внешними объектами, впер- вые, кажется, занимается душа в деятельности, называемой нами восприя- тием, воспоминанием, размышлением, рассуждением и т.д… Чтобы лучше понять природу, характер и объем нашего знания, нужно тща- тельно соблюдать одно положение, касающееся наших идей,– то, что одни из них – простые, а другие – сложные. Холод и твердость, которые человек ощу- щает в куске льда,– такие же отличные друг от друга в уме идеи, как запах и белизна лилии или вкус сахара и запах розы. Для человека ничто не может быть очевиднее ясного и четкого восприятия таких простых идей. Каждая такая идея, будучи сама по себе несложной, содержит в себе только одно единоо- бразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи» (Локк Дж. Сочинения. В 3 т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 168–169).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy