000332

58 Текст 16. «Все, что ум воспринимает в себе и что есть непосредствен- ный объект восприятия, мышления или понимания, я называю идеею; силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством пред- мета, которому эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами, а по- скольку они суть ощущения, или восприятия, в наших умах ( understandings ), я называю их идеями. Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, это следует понимать таким образом, что под ними имеют- ся в виду те качества в предметах, которые вызывают в нас идеи» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 183–184). Текст 17. « Первичные качества. Среди рассматриваемых таким образом качеств в телах есть, во-первых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в каком бы оно ни было состоянии; такие, которые оно постоянно со- храняет при всех переменах и изменениях, каким оно подвергается, какую бы силу ни применить к нему; такие, которые чувства постоянно находят в каждой частице материи, обладающей достаточным для восприятия объе- мом, а ум находит, что они неотделимы ни от какой частицы материи, хотя бы она была меньше той, которая может быть воспринята нашими чувства- ми. Возьмите, например, зерно пшеницы и разделите его пополам – каж- дая половина все еще обладает плотностью, протяженностью, формой и подвижностью разделите его снова – оно все еще сохраняет эти качества; разделяйте его дальше так до тех пор, пока части не станут незаметными, и все-таки каждая часть будет сохранять все эти качества. Ибо разделение (а это все, что производит с другими телами мельничный жернов, или пестик [в ступке], или какое-нибудь другое орудие, сводя тело к незаметным частям) ни у какого тела никогда не может отнять плотность, протяженность, форму или подвижность, а только образует две или больше различных и отделен- ных друг от друга масс материи из того, что прежде было одною массою. Все эти отдельные массы, принимаемые за такое-то количество раздельных тел, после раздробления образуют [их] определенное число. Названные качества тела я называю первоначальными или первичными. Мне кажется, мы можем заметить, что они порождают в нас простые идеи, т.е. плотность, протяжен- ность, форму, движение или покой и число… Вторичные качества. Во-вторых, такие качества, как цвета, звуки, вку- сы и т.д., которые на деле не играют никакой роли в самих вещах, но пред- ставляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения первичными качествами вещей, т.е. объемом, формой, строением и движением их неза- метных частиц, я называю вторичными качествами. К ним можно бы при- соединить третий вид, признаваемый лишь за силы, хотя это реальные ка- чества в предмете в такой же степени, как и те, которые я, приноравливаясь

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy