000332
59 к обычному способу выражения, называю качествами, но для различения – вторичными качествами. Ибо способность огня производить новую окраску или густоту в воске или глине через свои первичные качества – такое же ка- чество огня, как и его способность порождать во мне новую идею, или ощу- щение, теплоты или горения, которого я раньше не испытывал, через те же самые первичные качества, т.е. объем, строение и движение своих незамет- ных частиц» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 1. – С. 183–185). Текст 18. « Интуитивное познание. Так как все наше познание, как я ска- зал, состоит в созерцании умом своих собственных идей – в созерцании, пред- ставляющем собой самую большую ясность и величайшую достоверность, какая только возможна для нас при наших способностях и при нашем способе познания, то будет неплохо кратко рассмотреть степени его очевидности. Раз- личия в ясности нашего познания, на мой взгляд, зависят от различных спосо- бов восприятия умом соответствия или несоответствия своих идей. Если мы станем размышлять о том, как мы думаем, то найдем, что иногда ум восприни- мает соответствие или несоответствие двух идей непосредственно через них самих, без вмешательства каких-нибудь других идей; это, я думаю, можно на- звать интуитивным познанием. Ибо уму не нужно при этом доказывать либо изучать, он воспринимает истину, как глаз воспринимает свет: только благо- даря тому, что он на нее направлен. Таким образом ум воспринимает, что бе- лое не есть черное, что круг не есть треугольник, что три больше двух и рав- но одному плюс два. Такого рода истины ум воспринимает при первом взгля- де на обе идеи вместе одной лишь интуицией, без содействия других идей; и такого рода знание – самое ясное и наиболее достоверное, на какое толь- ко способен слабый человек. Эту часть познания нельзя не принять: подоб- но яркому солнечному свету, она заставляет воспринимать себя немедленно, как только ум устремит свой взор в этом направлении. Она не оставляет ме- ста колебанию, сомнению или изучению: ум сейчас же заполняется ее ясным светом. От такой интуиции зависят всецело достоверность и очевидность все- го нашего знания; такую достоверность каждый признает столь значительной, что не может вообразить – и потому не требует – большей, ибо человек не мо- жет представить себе, что он способен допустить большую достоверность, чем знание того, что данная идея в его уме такова, как он ее воспринимает, и что две идеи, в которых он замечает различие, различны и не вполне тожде- ственны» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 2. – С. 8–9). Текст 19. «Демонстративное познание. Следующей степенью познания является та, где ум воспринимает соответствие или несоответствие идей, но не непосредственно. Хотя всюду, где ум воспринимает соответствие или несоответствие своих идей, имеется достоверное познание, однако ум не всегда замечает соответствие или несоответствие идей друг с другом даже там, где оно может быть обнаружено; в этом случае ум остается в незнании
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy