000332

60 и по большей части не идет дальше вероятных предположений. Соответствие или несоответствие двух идей не всегда может быть тотчас же воспринято умом по той причине, что те идеи, о соответствии или несоответствии кото- рых идет речь, не могут быть соединены умом так, чтобы это обнаружилось. В том случае, когда ум не может соединить свои идеи так, чтобы воспринять их соответствие или несоответствие через их непосредственное сравнение и, так сказать, сопоставление или приложение друг к другу, он старается обнару- жить искомое соответствие или несоответствие через посредство других идей (одной или нескольких, как придется); именно это мы и называем рассужде- нием. Так, если ум хочет знать, соответствуют или не соответствуют друг дру- гу по величине три угла треугольника или два прямых, он не может сделать это непосредственным созерцанием и сравнением их, потому что нельзя взять сразу три угла треугольника и сравнить их с каким-нибудь одним или двумя углами; таким образом, об этом ум не имеет непосредственного, интуитивно- го знания. В этом случае ум стремится найти какие-нибудь другие углы, кото- рым были бы равны три угла треугольника; и, найдя, что эти углы равны двум прямым, он приходит к знанию того, что углы треугольника равны двум пря- мым» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 2. – С. 9–10). Текст 20. «Для правильного понимания политической власти и опреде- ления источника ее возникновения мы должны рассмотреть, в каком есте- ственном состоянии находятся все люди, а это – состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо друго- го лица и не завися от чьей-либо воли. Это также состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдик- ция являются взаимными,– никто не имеет больше другого» (Локк Дж. Со- чинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 3. – С. 263). Текст 21. «Бог как зодчий полностью удовлетворяет Бога как законодателя и что, таким образом, грехи должны нести с собою все возмездие в силу поряд- ка природы, в силу самого механического строя вещей, что точно так же добрые деяния будут обретать себе награды механическими по отношению к телам пу- тями, хотя это не может и не должно происходить постоянно сейчас же. … если бы мы могли в достаточной мере понять порядок универсума, то мы нашли бы, что он превосходит все пожелания наимудрейших и что нельзя сделать его еще лучше, чем он есть, не только в общем и в целом, но и для нас самих в частности, если только мы в подобающей степени привязаны к Твор- цу не только как к зодчему и действующей причине нашего бытия, но так- же и как к нашему владыке и конечной причине, который должен составлять всю цель нашей жизни и один может составить наше счастье» (Лейбниц Г. Сочинения. В 4-х т. – М., 1982. Т1. – С. 427–429).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy