000332

62 ные тома, написанные моралистами, не оказали бы подобного действия, если бы только они содержали несомненные и доказанные истины? Что же другое могло бы быть причиной того, что сочинения одних научны, а сочинения дру- гих содержат только звонкие фразы, если не то обстоятельство, что первые на- писаны людьми, знавшими свой предмет, последние же - людьми,ничего не понимавшими в той науке, которую они излагали, и желавшими только про- демонстрировать свое красноречие или свой талант? Я не отрицаю, что кни- ги последнего рода все же в высшей степени приятно читать: они в большин- стве случаев очень ярко написаны и содержат много остроумных, полезных и притом совсем необыденных мыслей, которые, однако, чаще всего не могут претендовать на всеобщее признание, хотя и высказаны их авторами в форме всеобщности. Поэтому такие сочинения в различные эпохи в различных ме- стах могут нередко служить так же хорошо для оправдания преступных наме- рений, как и для формирования правильных понятий об обязанностях по от- ношению к обществу и государству. Основным недостатком этих сочинений является отсутствие в них точных и твердых принципов, которыми мы могли бы руководствоваться при оценке правильности или неправильности наших действий. Бесполезно устанавливать нормы поведения применительно к част- ным случаям, прежде чем будут найдены эти принципы, а также определен- ный принцип и мера справедливости и несправедливости (что до настоящего момента еще пи разу но было сделано). Так как из незнания гражданских обя- занностей, т.е. науки о морали, проистекают гражданские войны, являющиеся величайшим несчастьем человечества, то мы по праву должны ожидать от их познания огромных благ. Итак, мы видим, как велика польза всеобщей фило- софии, не говоря уже о славе и других радостях, которые она приносит с со- бой. (Т. Гоббс Сочинения. В 2-х т. Т.1 – М.: Мысль, 1989. – с. 77–79). Текст 23. «Чувственное познание существования отдельных вещей. Ин- туиция и доказательства суть две степени ( degrees ) нашего познания. То, что не достигается тем или другим, с какой бы ни принималось уверенностью, есть лишь вера, или мнение, а не знание, по крайней мере для всех общих ис- тин. Есть, правда, и другое восприятие в уме, касающееся единичного суще- ствования конечных предметов вне нас; простираясь дальше простой веро- ятности, но не достигая вполне указанных степеней достоверности, оно слы- вет за «познание». Ничего нет достовернее того, что идея, получаемая нами от внешнего объекта, находится в нашем уме; это – интуитивное познание. Но некоторые считают, что можно сомневаться, существует ли что-нибудь, кроме данной идеи в нашем уме, и можем ли мы отсюда заключить с досто- верностью о существовании какого-нибудь предмета вне нас, соответству- ющего данной идее, ибо в уме можно иметь такие идеи и тогда, когда та- ких предметов нет и никакой объект не воздействует на наши чувства. Но я думаю, что в этом случае нам дана очевидность, устраняющая всякое со-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy