000332

мнение. Я спрашиваю любого, разве нет у него непоколебимой уверенности в том, что он по-разному воспринимает, когда смотрит на солнце днем и ду- мает о нем ночью, когда действительно пробует полынь и нюхает розу и ког- да только думает об этом вкусе или запахе? Разницу между идеей, восста- новленной в нашем уме нашей собственной памятью, и идеей, в данный мо- мент приходящей в наш ум через наши чувства, мы сознаем так же ясно, как разницу между любыми двумя отличными друг от друга идеями. Если кто-нибудь скажет: «Сон может сделать то же самое, и все эти идеи могут быть вызваны у нас без всяких внешних объектов», тому, быть может, будет угодно услышать во сне мой ответ, что: 1) неважно, устраню ли я его сомне- ние или нет: где все лишь сон, там рассуждения и доказательства не нужны, истина и познание – ничто; 2) я думаю, что он признает очень большую раз- ницу между нахождением в огне, во сне или наяву. Но если бы кто решил- ся быть таким скептиком, чтобы утверждать, будто то, что я называю «на- ходиться в огне наяву», есть лишь сон и что мы можем тем самым узнать с достоверностью о существовании вне нас такой вещи, как огонь, я отвечаю [следующее]: если мы знаем достоверно, что удовольствие или страдание происходит от прикосновения к нам определенных предметов, существова- ние которых мы воспринимаем своими чувствами или видим во сне, что вос- принимаем,– то эта достоверность так же велика, как наше благополучие или несчастье, и сверх этого нам безразлично, идет ли речь о знании или су- ществовании» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. – М., 1985-1988. Т. 2. – С. 14–15).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy