000332
64 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Атрибут – неотъемлемое свойство предмета. Вторичные качества – субъективные свойства вещей (согласно Дж. Локку) Гилозоизм (от греч. «материя» и «жизнь») – представление о том, что все пред- меты материального мира одушевлены. Дедукция (от лат. deductio – выведение) – метод исследования от общего утверж- дения к частным выводам (фактам). Дуализм – философское воззрение, которое признает равноправие двух начал многообразия мира – материального и духовного. Индукция (от лат. induction – наведение) – метод исследования от частных фак- тов к общему выводу (гипотезе). Метод (от греч. methodos – путь исследования) – способ достижения какой-либо цели; совокупность приемов практического или теоретического освоения действитель- ности; в философии – способ построения и обоснования системы философских знаний. Модус – свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях. Монада – (от греч. monas , род. п. monados – единица, Единое) – духовная актив- ная субстанция в монадологии Лейбница, воспринимающая и отражающая другие монады и весь мир. Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философское воззрение, соглас- но которому всё многообразие мира выводится из одной. единой субстанции – либо материи, либо духа. Пантеизм (от греч. «всё, всякий» и «Бог, Божество») – учение о том, что всё есть Бог, обожествляющее Вселенную, природу. Духовные истоки пантеизма – стремле- ние преодолеть дуализм земного и потустороннего мира и придать природе боже- ственный статус. Первичные качества – объективные свойства вещей (согласно Дж. Локку) Плюрализм (от лат. – множественный) – философское воззрение, согласно кото- рому существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу начал многообразия мира. Пробабилизм (от лат. probabilis – приемлемый, возможный, вероятный) – взгляд, со- гласно которому знание является только вероятностным, так как истина недостижима. Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – направление в тео- рии познания, согласно которому разум является основой познания и главной фор- мой его достоверности. Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство) – направление в теории позна- ния, согласно которому в основе познания лежат чувства, которые и являются глав- ной формой достоверного знания. Субстанция (от лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе) – то, что не имеет внешней причины, является причиной самого себя и основой всего. Фатализм – вера в господство в мире и особенно в жизни человека неизбежно- го и неотвратимого рока, что каждое событие каждый поступок человека изначаль- но предопределён, исключает свободу выбора и случайность. Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy