000332

5 Раздел I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Методические указания. Информационные материалы (конспекты лек- ций) содержат краткие биографии, ключевые философские идеи и дости- жения основных представителей философии Нового времени. Использовать материалы можно для понимания роли этих мыслителей в развитии духов- ной культуры. ФРЕНСИС БЭКОН Фрэнсис Бэкон (1561–1626) происходил из се- мьи «новых дворян», в свое время поддержав- ших английскую монархию в феодальных меж- доусобицах; его отец некоторое время занимал должность лорда-хранителя королевской печати. В возрасте 12 лет Бэкон поступил в Кембридж- ский университет; в 23 года он уже был членом па- латы общин английского парламента, где высту- пал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов. В 1597 году были опубликованы его «Опыты, или наставления нравственные и поли- тические», представляющие собой высокохудоже- ственные эссе на различные темы – от морально-бытовых до политических. В 1605 году была опубликована на английском языке работа «О достоинстве и приумножении наук», представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона – «Великого восстановления наук», предполагавшего 6 этапов. При короле Якове I, вступившем на престол в 1603 году, началось полити- ческое возвышение Фрэнсиса Бэкона: в 1612 он стал генеральным прокуро- ром, в 1617 – лордом-хранителем печати, в 1618 – лордом-канцлером. В 1620 Бэкон опубликовал одно из лучших своих произведений – «Новый Органон». В 1621 году он был обвинен во взяточничестве и на несколько дней за- ключен в тюрьму. Несмотря на последующее оправдание, Бэкон больше не возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспе- риментированием и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта. Ф. Бэкон был увлечен широкими проектами преобразования науки. По словам его личного врача, знаменитого Уильяма Гарвея, «он философ- ствовал как лорд-канцлер»; в социальной утопии «Новая Атлантида» ему удалось предвосхитить план создания в 60-е годы 17 века Лондонского Ко- ролевского общества. Бэкон первым приблизился к пониманию науки как социального института. Он разделял теорию двойственной истины, раз- граничивающую функции науки и религии; его позиция по отношению к религии близка деизму. Крылатые высказывания Бэкона о науке и ее роли

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy