000332
7 Врожденные призраки (идолы) познания: 1) Призрак рода – препятствия, находящиеся в самой природе человека, которые определяются устройством и функционированием органов чувств, разума, эмоциями. Препятствия познания начинаются с чувственной ступени. а) Чувства, ощущения нас обманывают. Чувства не бесполезны, но от них многое ускользает. Сенсорные способности людей развиты хуже, чем у дру- гих биологических видов. Например, сокол-сапсан видит намного лучше, чем человек, обоняние у собаки развито намного лучше, чем у человека, и т.д. Обману чувств надо противопоставить орудия для обострения чувств. Например: плохо видим – микроскоп, телескоп и т. п. «Тонкость опытов превосходит тонкость самих чувств»,– пишет Бэкон. В эксперименте можно лучше познать мир. б) Разум гораздо больше склонен к заблуждениям, потому что он часто стремиться к отвлеченному, схематизирует движущийся, изменяющийся мир. «Ум человеческий подобен неровному зеркалу, которое примешивает к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном обезобра- женном виде»,– отмечает Бэкон. Примером такой искривлённости созна- ния Бэкон считает желание человека объяснять природу по аналогии с са- мим собой. в) Движение страстей. Человек, как существо эмоциональное, в процессе познания не может бесстрастно смотреть на мир. Человек скорее верит в истинность того, во что верить хочет. Он часто отрицает трезвую мысль, поскольку она отвергает надежду. Воспитание позволяет человеку научиться управлять страстями. 2) Призрак пещеры – заблуждения отдельного человека, у которого есть индивидуальные особенности чувственного, рационального и эмоциональ- ного мироотношения, искажающие свет природы. Преодолеваются эти пре- пятствия при помощи воспитания и образования. Например, если у человека плохой музыкальный слух, ему необходима музыкальная школа, если огра- ниченное цветовосприятие, то рекомендована художественная школа или индивидуальные занятия. Приобретенные призраки (идолы) познания: 1) Призрак театра (или призрак теорий) – это теоретические концеп- ции прошлого (философские пьесы), вся предшествующая индивидуальной жизни человека культура. Призрак театра – это вера в авторитеты (авторитет прошлых и современных идей, взглядов других людей). Как во всяком театре философские сцены слаженны, красивы и способны скорее удовлетворить желание, нежели отразить реальность. Сколько лю- дей, столько и призраков театра.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy