000334

37 ● У детей младше 5 лет предпочтительно измерять температуру в прямой кишке. Этот метод дает достоверные результаты. ● Ректальная температура на 0,7–0,9 °C выше кожной, измеренной в подмы‑ шечной впадине. ● Оральная температура на 0,5–0,6 °C выше кожной, измеренной в подмы‑ шечной впадине. ● При использовании ртутного термометра его удерживают 3 мин, а  элек- тронный термометр извлекают через 15–20 с после звукового сигнала Правила измерения температуры следующие: 1) перед процедурой протереть термометр спиртом, встряхнуть несколько раз, чтобы ртутный столбик опустился ниже цифры 35 °C; 2) правильно выбрать место измерения температуры – в подмышечной впадине, паховой складке, либо в прямой кишке; перед термометрией в под‑ мышечной впадине или в паху участки следует протереть насухо; 3) температуру тела измеряют ежедневно в одно и тоже время, натощак, в покое, дважды в день; у тяжелобольных детей или при лихорадке термоме‑ трию проводят по мере необходимости; 4) по окончании процедуры термометр моют тёплой водой, насухо проти‑ рают и дезинфицируют спиртом или дезраствором; 5) ртутные термометры хранят в пластмассовых контейнерах или стаканах с дезинфицирующим раствором (0,2% раствором хлорамина) и слоем ваты на дне. 3.1.2. Измерение длины тела Физическое развитие трактуется как динамический процесс роста (уве‑ личение длины, массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биоло‑ гического созревания ребёнка в том или ином периоде детства. Основной по‑ казатель физического развития – рост. Рост детей до 1 года измеряют специальным горизонтальным ростоме‑ ром в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. На одной сто‑ роне доски нанесена сантиметровая шкала, у её начала имеется неподвиж‑ ная, а в конце шкалы – подвижная поперечная планка, легко передвигающа‑ яся по шкале. Порядок измерения . Ребёнка укладывают на спину таким образом, что‑ бы голова плотно прикасалась к поперечной неподвижной планке ростоме‑ ра. Голову устанавливают в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной вертикальной плоскости. По‑ мощник или мать плотно фиксируют голову. Ноги должны быть выпрямле‑ ны легким надавливанием левой руки на колени ребёнка; правой рукой под‑ водят подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая их до прямого угла. Расстояние между подвижной и неподвижной планками и будет соот‑ ветствовать росту ребёнка (рис. 3.2, а).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy