000335
5 Если на третьем курсе студенты изучали патологическую анатомию как анатомию больного организма и главной целью при этом было по- знание этиологии, патогенеза, структурных основ патологических про- цессов и болезней, что имеет существенное значение в работе врача, то основной целью клинческой патологичеекой анатомии (КПА) явля- ется формирование клинического мышления, усвоение алгоритма дея- тельности врача при выполнении им своих профессиональных обязан- ностей на основе клинико-анатомического анализа. Студенты на цикле КПА изучают задачи патологоанатомической службы, методы и формы их осуществления, положение о патолого- анатомическом вскрытии трупов, правила составления протоколов вскрытий трупов; знакомятся с принципами формулирования кли- нического и патологоанатомического диагнозов, правилами оформ- ления и выдачи медицинских свидетельств о смерти и перинаталь- ной смерти; овладевают принципами клинико-морфологических сопоставлений в аспекте оценки качества прижизненной ди- агностики и лечения; знакомятся с положениями о клинико- анатомических конференциях, комиссий по изучению летальных исходов и лечебно-контрольных комиссий; изучают методы иссле- дования биопсийного и операционного материала, последов, пра- вила направления этих материалов в патогистологическую лабора- торию; решают ситуационные задачи. Патологоанатомическая служба была организована в нашей стране в 20–30‑х годах прошлого столетия в качестве составной части обще- государственной системы здравоохранения, основной задачей кото- рой являлась охрана здоровья народа. Одновременно с постановлени- ями правительства по различным вопросам здравоохранения создава- лись положения по государственной регламентации основ прозектор- ского дела (об обязательном вскрытии умерших в больницах, о сани- тарных правилах захоронения, об устройстве кладбищ и крематориев и др.). Во всех этих начинаниях активное участие принимали крупней- шие ученые патологоанатомы: А. И. Абрикосов, И. В. Давыдовский, М. А. Скворцов, В. Т. Талалаев, Г. В. Шор, В. Г. Гаршин, С. С. Вайль, Г. Л. Дерман, Ш. И. Криницкий и др. На основе работ проф. И. В. Да- выдовского предложено заменить органолокалистический прин- цип преподавания патологической анатомии нозологическим, что было принято и распространено не только на патологическую анато-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy