000338
23 дил в ужас при одной мысли, – что, если меня позовут на роды? За время мое- го пребывания в университете я видел всего лишь пятеро родов, и единствен- ное, что я в акушерстве знал твердо, – это то, с какими опасностями сопряжено ведение родов неопытною рукою… Жизнь больного человека, его душа были мне совершенно неизвестны…Но что уж говорить о таких тонкостях, как пси- хология больного человека. Мне то и дело приходилось становиться в тупик перед самыми простыми вещами, я не знал и не умел делать того, что знает любая больничная сиделка…» (Вересаев, В. В. Записки врача//Повести и рассказы.– Кишинёв, 1982. – Режим доступа: Royallib.ru, Ч. IV, С. 21–22, 25). Задание. Прочитав отрывок из воспоминаний Викентия Викентиевича Ве- ресаева о своей студенческой практике, проанализируйте, каких качеств кли- нического мышления ему не хватало, чтобы правильно поставить диагноз. Диагностика и лечение пациента требуют от врача такой способности как клиническое мышление. Доктор Вересаев описывал как его подвело отсутствие клинического мышления в то время, когда он, будучи студентом, курировал в клинике па- циентку. «На обязанности студента-куратора лежит исследовать данного ему больного, определить его болезнь и следить за ее течением; когда больно- го демонстрируют студентам, куратор излагает перед аудиторией историю его болезни, сообщает, что он нашел у него при исследовании, и высказыва- ет свой диагноз, после этого профессор указывает куратору на его промахи и недосмотры, подробно исследует больного и ставит свое распознавание. Опухоль у моей больной занимала всю левую половину живота, от подре- берья до подвздошной кости. Что это была за опухоль, из какого органа она исходила? Ни расспрос больной, ни исследование ее не давали на это ника- ких хоть сколько-нибудь ясных указаний… Я как будто даже был доволен тем, что не могу ориентироваться в моем случае. Моя ли вина, что наша, с позволения сказать, «наука» не дает мне для этого никакой надежной ру- ководящей нити? У моей больной опухоль живота – вот все, что я могу ска- зать, если хочу отнестись к делу сколько-нибудь добросовестно; вырабаты- вать же из себя шарлатана я не имею никакого желания и не стану «уверен- но» объявлять, что имею дело с гидронефрозом, зная, что это легко может оказаться и саркомой, и эхинококком, и чем угодно… Пришло время демон- стрировать мою больную. Ее внесли на носилках в аудиторию. Меня вызва- ли к ней. Я прочел анамнез больной и изложил, что нашел у ней при иссле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy