000338

24 довании. – Какой же ваш диагноз? – спросил профессор. – Не знаю, – отве- тил я, насупившись. – Ну, приблизительно? Я молча пожал плечами. – Слу- чай, положим действительно, не из легких, – сказал профессор и присту- пил сам к расспросу больной. Сначала он предоставил самой больной рас- сказать об ее болезни. Для меня ее рассказ послужил основою всему моему исследованию; профессор же придал этому рассказу очень мало значения. Выслушав больную, он стал тщательно и подробно расспрашивать ее о со- стоянии ее здоровья до настоящей болезни, о начале заболевания, о всех отправлениях больной в течение болезни; и уж от одного этого умелого рас- спроса картина получилась совершенно другая, чем у меня – перед нами раз- вернулся не ряд бессвязных симптомов, а совокупная жизнь больного орга- низма во всех его отличиях от здорового. После этого профессор перешел к исследованию больной. Он обратил наше внимание на консистенцию опу- холи, на то, смещается ли она при дыхании больной, находится ли в связи с маткою, какое положение она занимает относительно нисходящей толстой кишки и т. д., и т. д. Наконец профессор приступил к выводам. Он шел к ним медленно и осторожно, как слепой, идущий по обрывистой горной тропин- ке, ни одного самого мелкого признака он не оставил без строгого и вни- мательно обсуждения; чтоб объяснить какой-нибудь ничтожный симптом, на который я и внимания-то не обратил, он ставил вверх дном весь огром- ный арсенал анатомии, физиологии и патологии; он сам шел навстречу всем противоречиям и неясностям и отходил от них, лишь добившись полного их объяснения. И в конце концов, когда, сопоставив добытые данные, профес- сор пришел к диагнозу, «рак-мозговик левой почки», – то это само собою вы- текло из всего предыдущего. Я слушал, пораженный и восхищенный; таки- ми жалкими и ребяческими казались мне теперь и мое исследование и весь мой скептицизм!.. Спутанная и неясная картина, в которой, по-моему, было невозможно разобраться, стала совершенно ясной и понятной. И это было достигнуто на основании таких ничтожных данных, что смешно было поду- мать (Вересаев, В.В. Записки врача//Повести и рассказы.– Кишинёв, 1982. – Режим доступа: –/Royallib.ru, Ч III, с. 18–19). Задание. Проанализируйте, какие интеллектуальные качества врача и особенности клинического мышления, по мнению доктора Р. Ригельмана, позволяют свести к минимуму врачебные ошибки. Доктор Р. Ригельман, анализируя интеллектуальные причины врачебных ошибок, пишет, что есть два основных их типа: • ошибки по неведению, характеризующиеся, что врач не обладает за- пасом теоретических сведений и практических навыков, достаточным для

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy