000338
27 Больной со всей полнотой и многообразием переживаний, с его сложной аутопластической картиной болезни «не доходит» до врача… Наши боль- ные – люди, а не машины, их страдания очень сложны… Уход в голую технику в столь сложной и большой области человеко- ведения, какой является клиника, – это скатывание на позиции шаблона, трафарета, это неумение широко, продуманно и индивидуализированно по- дойти к диагнозу и лечению каждого больного в отдельности, это подчас отсутствие подлинно врачебной ответственности за судьбу больного» ( Кас- сирский, И. А. О врачевании. Проблемы и раздумья. – Москва: Медицина, 1970. – С. 159–163). Раздел 3. ЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВРАЧА Эмоционально-нравственные качества врача характеризуют его способность в деятельности согласовывать свой личный интерес с ин- тересами пациентов таким образом, каким на это ориентируют как принципы и нормативы врачебной этики, так идеалы и нормы общече- ловеческой морали. В этике и обыденном языке такие личностные ка- чества называются добродетелями, а личностные качества, противо- положные добродетелям – пороками. Согласование личного интереса и интересов других личностей предполагает определённую степень ограничения собственного эгоизма и способность принять правомер- ность проявлений «Я» других личностей. Этому сопутствуют эмоци- ональные переживания, которые могут как тормозить, так и стимули- ровать исполнение нравственных норм. При отсутствии нравствен- ных качеств личность не обладает ни внутренними психологически- ми механизмами, которые побуждали бы её следовать нравственным принципам и заповедям, ни способностями делать это. Каждая из до- бродетелей – это определённая модель ограничения собственного эго- изма во благо других личностей. Эмоционально-нравственные добродетели в профессиональной де- ятельности врача Альтруизм – готовность в профессиональной деятельности ока- зать помощь людям ценой самопожертвования или отказа от соб- ственных благ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy