000338

39 Чтобы продемонстрировать уважение, нужно ознакомиться с обстоятель- ствами жизни больного настолько подробно, чтобы общаться с ним как с лич- ностью, а не только как с носителем болезни. Уже само время, потраченное на выяснение личных обстоятельств больного, свидетельствует об уважении врача. Часто все, что требуется, – активно проявить заинтересованность. Важ- ны простейшие вещи типа быстрого запоминания имени и фамилии больного. Невербальное общение способно как подкрепить доверие к врачу, так и раз- рушить его. Если смотреть больному в глаза и сидеть с ним рядом, тот почув- ствует, что его уважают. Без конца прерывать больного или вести в его присут- ствии посторонний разговор – значит продемонстрировать неуважение к нему. Уместно бывает похвалить больного за терпение, за аккуратное соблюде- ние ваших предписаний. Если больной представил вам свои старые рентгено- граммы, покажите, насколько полезной оказалась эта информация, – возникнет положительная обратная связь. Одна из самых опасных и деструктивных при- вычек врача – склонность к унизительным для своих пациентов замечаниям». Сочувствие. «Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества меж- ду врачом и больным. Нужно уметь поставить себя на место больного, взгля- нуть на мир его глазами. Сочувствие можно проявить, высказав сугубо лич- ную оценку ощущений и эмоций больного: Вам пришлось нелегко, было от чего обозлиться. Похоже, все от вас отвернулись, представляю себе, в ка- ком вы были отчаянии. Сочувствуя, мы испытываем чувства другого чело- века. Сочувствие начинается с самого факта нашего присутствия, часто мол- чаливого, с ожидания, когда больной заговорит; если приходится прервать беседу, нужно уверить больного, что вы тотчас вернетесь и дослушаете его. Врач должен терпеливо выслушивать больного, даже когда тот повторя- ется, давать больному возможность обсуждать причины и возможные по- следствия болезни, свою будущую жизнь. Сочувствие можно выразить, про- сто положив ему руку на плечо, контактируя с ним не только физически, но и эмоционально. Врач должен непрерывно контактировать с больным. Технический прогресс разрушает эту непосредственную связь. Когда врач позволяет машине вклиниться между собой и больным, он рискует лишить- ся своего мощного исцеляющего воздействия. Взаимодействие между врачом и больным в ходе оказания медицинской помощи – один из главных компонентов успеха. Самое популярное лекар- ство – сам врач, а если взглянуть на это глазами больного, то личность вра- ча – это самое мощное из всех плацебо. Налаженные взаимоотношения врача и больного не только целитель- ны сами по себе, они усиливают и облегчают воздействие других лечебных

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy