000348

3 ВВЕДЕНИЕ Еще Н.И. Пирогов отмечал, что изучение оперативной хирургии и топографиче- ской анатомии играет важную роль в подготовке врачей-хирургов. Действительно, выполнять хирургические операции и манипуляции невозможно без знания опе- ративной хирургии и топографической анатомии. Недостаточные (ограниченные) медицинские знания занимают первое место среди объективных причин соверша- емых хирургических ошибок. Сюда же следует отнести ятрогенные хирургические осложнения, которые могут быть связаны с диагностическими исследованиями, с неправильным выбором хирургической тактики и методов лечения. На лечебно- профилактическом этапе ошибками могут быть недостаточный или чрезмерный объем операции, повреждение органов и тканей, инородные тела и др. Несостоя- тельность швов полых органов, повреждение внутренних органов и кровотечение также являются ятрогенными осложнениями. При оперативных вмешательствах на органах брюшной области ятрогенные осложнения составляют 2,6% от общего числа осложнений. Из них 27% приходится на повреждение сосудов брыжейки, 23% – стен- ки кишки, 4,5% – мочевого пузыря, 9,1% – селезенки, 9,1% – гепатикохоледоха. Лапа- раскопическая холецистэктомия может вызвать повреждение внепеченочных желч- ных протоков до 3%. В настоящее время, по данным страховых компаний, ¼ часть врачебных экспертиз по поводу ятрогенных осложнений приходится на хирургию, а судебно-медицинских экспертиз – 37%. Таким образом проблема хирургических ятрогенных осложнений имеет важное значение. Уникальный опыт подготовки специалистов на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии имеется преимущественно в России. В настоящее время существует опыт апробации системы раннего профилиро- ванного обучения студентов, проявляющих интерес к хирургии, с созданием спе- циализированных групп. Формированию профессионального мышления способ- ствуют процессы интеграции и комплексирования с хирургическими кафедрами. В учебном процессе используются для контроля компьютерные программы, вир- туальные трехмерные графические модели органов и магистральных сосудов для точного анатомо-топографического обоснования оперативных вмешательств. В медицинской литературе мало внимания уделяется роли и значению опе- ративной хирургии и топографической анатомии в преодолении ятрогенных хи- рургических осложнений, не установлены типичные топографо-анатомические, хирургические их причины, не разработаны компьютерные и хирургические тех- нологии при обучении студентов и врачей хирургического профиля. В организации процесса обучения на кафедре оперативной хирургии и топографической анато- мии ИГМА в системе подготовки врачей используются новые компьютерные хи- рургические технологии. Контрольно-обучающие компьютерные программы по топографической анатомии содержат в себе учебную информацию с инструмен- тальными знаниями по нормальной анатомии. Они представлены в виде рисунков по семи основным изучаемым разделам (голова, шея, грудь, живот, забрюшинное пространство и поясничная область, таз, верхняя конечность, нижняя конечность). Программа работает в режимах контроля и обучения. Во время экспериментальных операций в учебный процесс внедрены разработанные нами методы внеполостной

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy