000348

4 трансиллюминации, способы определения жизнеспособности органов и тканей, профилактики несостоятельности швов дигестивных анастомозов с помощью ло- кальной электростимуляции. Учебный процесс осуществляется согласно программе Министерства высше- го образования России, на основании которой составлены рабочие программы по факультетам. Рабочие программы утверждены учеными советами факультетов, в них отражены целевая установка дисциплины, тематический план лекций, прак- тических занятий, перечень практических навыков и умений, список обязательной и дополнительной литературы, методы текущего и рубежного контролей, формы координаций и преемственности преподавания и др. В учебном процессе исполь- зуются разработанные на кафедре методические пособия по проведению практиче- ских занятий, графы логических структур, тесты, муляжи, контрольно-обучающие компьютерные программы по топографической анатомии, по графам логических структур, 12 парам черепно-мозговых нервов. На лекциях демонстрируются совре- менные кинофильмы по хирургии и топографической анатомии. Активизация познавательной деятельности студентов осуществляется в логике будущей профессиональной деятельности. Студент должен знать хирургический инструментарий, шовный материал, уметь проводить хирургические операции: со- единение и разъединение тканей, швы сосудов, сухожилий, нервов, кишечные швы, гастростомии, межкишечные анастомозы и др. На муляжах выполнять операции по пластике паховых, пупочных, бедренных грыж, грыж белой линии живота. Учеб- ные комнаты тематически оборудованы, созданы фильмотека и слайдотека по дис- циплине, которая используется в учебном процессе, в профильном обучении сту- дентов и врачей хирургического профиля. В экспериментальной операционной на животных и на фиксированном трупном материале студенты проводят трепанацию черепа, трахеостомию, резекцию кишки с наложением межкишечного анастомоза, холецистэктомию, аппендэктомию, резекцию желудка, гастростомию и др. Студен- ты и врачи также изучают топографическую анатомию и оперативную хирургию в кафедральном музее оперативной хирургии. По данным проведенного нами анализа, наиболее частыми ятрогенными хирур- гическими осложнениями являются несостоятельность швов анастомозов полых органов, кровотечения и повреждения органов. Во время экспериментальных хи- рургических операций из числа всех осложнений они составили, соответственно 25,0; 18,8; 45,3%; во 2 городской клинической больнице г. Ижевска, соответственно, 8,3; 16,7; 6,7%; по данным Республиканского патологоанатомического бюро Удмур- тии – 38,9; 13,9; 22,2%. Преодоление ятрогенных осложнений возможно путем выполнения типичных экспериментальных операций на органах брюшной области с профилактикой не- состоятельности кишечных швов. При этом необходимо моделировать нарушения кровообращения в кишечнике, аппендэктомию, хроническую дуоденальную непро- ходимость по предложенным нами способам с определением жизнеспособности ор- ганов и их локальной электростимуляцией. Ранняя профессиональная направленность по специальности «Хирургия» является важным (мотивационным и дидактическим) фактором, влияющим на степень эффективности комплексного обучения оперативной хирургии и

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy