000352
6 Возможные результаты совместной работы врача и пациента можно характеризовать следующим образом: • ближайшие (удовлетворение и врача и больного); • промежуточные (соблюдение рекомендаций врача, плана обследования и лечения); • отдаленные (улучшение состояния здоровья, расширение представлений больного о своем состоянии здоровья и развитие способности следить за ним). СБОР АНАМНЕЗА Клиническая беседа должна проводиться в спокойной, до- брожелательной и уважительной манере. Недопустимы грубость и унижение пациента, поскольку это противоречит принци- пам гуманности и соблюдения прав человека и может привести к ухудшению контакта с пациентом и утаиванию им от врача сво- их переживаний. По тем же причинам неприемлемо чрезмерное высокомерие или брезгливость при общении с пациентом низко- го социального статуса. В то же время недопустимо и панибрат- ство, «приятельские» интонации в беседе, разговор на жаргонном языке, поскольку это ведет к утрате пациентом уважения к врачу, а иногда и доверия к нему. Врач, демонстрируя доброжелательное и уважительное отно- шение к пациенту, в то же время должен стремиться к сохране- нию дистанции в беседе, соблюдению границ своей профессио- нальной роли. За исключением детей дошкольного и младшего школьного возраста, обращаться к пациенту всегда следует на «Вы» и по имени-отчеству, и лишь к пациентам молодого воз- раста с их разрешения можно обращаться по имени (но тоже на «Вы»!). Беседу следует вести в простом, естественном стиле. Чрезмер- но формальный стиль беседы, напоминающий допрос, может вы- звать у пациента настороженность и ощущение, что его оценивают или в чем-то обвиняют, что приведет к искажению или утаиванию диагностически важной информации. Пациент должен чувство- вать искренний, но доброжелательный интерес к себе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy