000352

7 Необходимо избегать сложных наукообразных оборотов, во- просы должны строиться с учетом образовательного и интел- лектуального уровня пациента. Для того, чтобы полученная в ходе беседы информация была максимально объективна, сле- дует использовать так называемые открытые вопросы, т.е. во- просы, не содержащие в себе предполагаемого ответа. Недопу- стимы также моральные оценки поступков или высказываний пациента, поскольку они могут нарушить доверительный кон- такт с ним. Клиническая беседа должна проводиться в тихой, спокойной обстановке, желательно в отсутствие посторонних лиц. Крайне не- желательно, чтобы во время беседы врач отвлекался на посторон- ние разговоры и телефонные звонки, поскольку это нарушает его контакт с пациентом. В беседе с больным можно использовать следующие приемы: • способствование (используется, если какие-либо действия, жесты, слова могут помочь больному подробно рассказать о своем заболевании, например: «М-м-м», «Продолжайте, пожалуйста», «Я слушаю»); • отражение (повторение слов пациента для характеристики деталей); • уточнение (в случае, если слова или ощущения пациента не понятны, можно задать уточняющий вопрос, например: «Что, по-вашему, означает простуда?»); • эмпатические ответы (для лучшего понимания пациента можно использовать фразы, такие как: «Я понимаю», «Вам долж- но быть было тяжело», что в ряде случаев помогает добиться вза- имопонимания с пациентом); • противопоставление (если рассказ пациента непоследовате- лен, можно задать вопрос, например: «Вы говорили, что Вас это не волнует, однако, сейчас Вы плачете?»); • интерпретация (это взаимодействие с пациентом и при пра- вильном использовании этот прием может помочь установить кон- такт с пациентом, например «Вы выглядите уставшим, наверное, Вас утомило посещение поликлиники?»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy