000352
8 Для врача первичного звена важно находить индивидуальный подход к каждому пациенту. Особенного такта и умения требует беседа с излишне общительными, тревожными, агрессивными, де- прессивными пациентами. Часто общению мешает языковой ба- рьер, нарушения слуха, когнитивные нарушения. В связи с быстрым увеличением доли пожилых в обществе проблема когнитивных нарушений становится все более актуаль- ной и требует от участкового врача наличия инструментов для ранней диагностики даже на первичном приеме. Выполнение те- ста МИНИ-КОГ, который представляет собой комбинацию теста на запоминание и воспроизведение трех слов, и рисования часов, и требует всего 5 минут, и позволяет получить довольно точное впечатление о состоянии когнитивных функций пациента (в плане диагностики умеренных, но не легких когнитивных нарушений); • тест «Слухоречевая или зрительная память»: пациенту предлагают запомнить 3 разные слова, не связанных по значению и относящихся к разным лексическим сферам (например: лимон, ключ, шар). Врач добивается, чтобы пациент самостоятельно по- вторил их и просит запомнить слова. Способность к воспроизведе- нию проверяется после выполнения теста рисования часов; • тест «Рисование часов»: пациенту предлагается нарисовать часы, стрелки которых указывают определенное время. В нор- ме обследуемый рисует круг, расставляет внутри него цифры от 1 до 12 в правильном порядке с равными интервалами, изобража- ет 2 стрелки (часовая короче, минутная длиннее), начинающиеся в центре и показывающие заданное время. Любое отклонение от правильного выполнения теста – признак достаточно выраженной когнитивной дисфункции. Путем расспроса удается решить задачу выявления у человека ощущения, которые дают возможность врачу составить представ- ление о работе различных систем организма человека, которые по- стоянно посылают импульсы в кору головного мозга. Как писал А.Я. Губергриц: «Расспрос больного принадлежит к числу наиболее сложных методов исследования и требует от вра- ча большого умения, граничащего с искусством».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy