000368
8 теорию поведения. Познавательные процессы выступают как основные инте- граторы отдельных поведенческих актов субъекта. Результатом обучения явля- ется "познавательная структура" − определенное отражение ситуации. Решение задачи определяется ее структурой, от которой зависят актуализация опыта и понимания связей, существенных отношений между элементами задачи. Новый подход к исследованию поведения предложили Дж. Миллер, Ю. Га- лантер и К. Прибрам (1919) в монографии "Планы и структура поведения". Структурную организацию поведения они понимают как влияние на систе- му и сопоставление этих воздействий с минутным опытом. Если отдельные влияния уже имели место в жизни субъекта, он действует, руководствуясь опытом, а если эти воздействия не соответствуют приобретённому опыту, то субъект прибегает к поисковым или ориентировочным реакциям. Операция сопоставления называется компарацией. Кроме этого, авторы вводят такие понятия, как "образ", "план". Планы имеются во всех психических процес- сах. При решении задач реализуются два вида планов: 1. Систематический − осуществляется развернутый поиск, анализируют- ся все объекты; 2. Эвристический - осуществляется частичный поиск, анализируется лишь часть объектов. О. К. Тихомиров (1933) критично замечает, что мышление в этих теориях рассматривается как "процесс в организме", в отрыве от мотивационно-эмо- циональной сферы. Психоанализ. Представители этого направления рассматривают мышле- ние как мотивационный процесс. В труде 3. Фрейда "Остроумие и ее отно- шение к бессознательному", "остроумие" объясняется как проявление твор- ческого мышления, которое основывается на бессознательных первичных мотивах. Остроумие и его результаты могут возникать вследствие неудов- летворения первичных потребностей, т.е. творчество является сублимиро- ванным удовлетворением этих потребностей. Мыслительная деятельность может происходить под влиянием бессознательного мотива или его замени- теля – желаемого мотива. Психоанализ лишь частично затронул проблемы связи мышления с мо- тивами. Вопрос, как влияет мотивация на организацию, строение мысли- тельной деятельности, не изучались представителями данного направления. С психоанализом связана теория аутистического мышления (Э. Блейлер (1857-1939)). Аутизм объясняется как доминирование внутренней жизни, уход от внешнего мира. Проявлениями аутистического мышления являются сновидения, мифология, народные поверья, шизофреническое мышление и т.д. Э. Блейлер в своей концепции показывает регулирующее влияние моти- вационно-эмоциональной сферы на мышление.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy