000368
9 Теория мотивации. Согласно когнитивной теории мотивации, мотива- ция поведения человека идет от познания. В рамках этой теории изучаются связь мышления с уровнем притязаний и влияние на этот процесс мотива- ции достижения. Теория мотивации достижения объясняет реально действу- ющий мотив как продукт интеграции или даже конкуренции двух тенден- ций – субъект боится неудач и стремится пережить удовольствие от успеха. На процесс познания влияют различные мотивы, их иерархичность изуча- ется познавательной теорией мотивации. Выбор мотива зависит от того, как субъект познает ситуацию, его чаяния, его идеалы. Гуманистическая психология. В рамках этого направления исследу- ются мотивы самоактуализации. Начал изучение этих мотивов еще К. Юнг (1875−1961), однако более глубоко проанализировал А. Маслоу (1908−1970), представив их иерархию в знаменитой «пирамиде» Маслоу. В перечне черт личности, которая самоактуализуется, есть немало таких, которые касаются мышления (эффективность восприятия действительности, комфортное от- ношение к реальности, постоянное появление нового в понимании того, что происходит, чувство юмора и т.д.). Итак, исследователи, анализируя мотивы самоактуализации, прослеживают их влияние на мышление. Операциональная концепция интеллекта. В работах Ж. Пиаже (1966) и его сотрудников, мышление рассматривается как биологический процесс. Ж. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышление, анализирует та- кие трактовки интеллекта, как "психическая адаптация к новым условиям" (Э. Клапаред (1873−1940), В. Штерн (1871−1938)), как "акт внезапного понима- ния" (К. Бюлер (1879−1963), В. Келлер (1887−1967)). Для Ж. Пиаже характер- ным является генетический подход к решению проблем интеллекта. Соглас- но теории Пиаже в этом процессе может быть выделено пять стадий (или пять этапов в построении операций): 1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 года). 2. Символический, или допонятийный интеллект (от 1,5-2 до 4 лет). 3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет). 4. Стадия конкретных операций (от 7 - 8 до 11 -1 2 лет). 5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 -12 до 14-15 лет). Чтобы описать основные аспекты интеллекта, Ж. Пиаже использует био- логические, физические понятия, а также понятия из логики и математики. Теория онтогенетического развития мышления. В 20-е – 40-е годы XX столетия Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. П. Блонская ис- следовали развитие мышления у детей, связывая его с такими явлениями, как интеллект и вещание. Особенно важный вклад в теорию онтогенеза мышле- ния сделали исследования Л.С. Выготского и его последователей. Развитие
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy