000368
10 мышления эти ученые рассматривают как процесс усвоения ребёнком обще- ственно – исторически выработанных умственных действий и операций. Этим процессом можно активно и планомерно управлять (П. Я. Гальперин (1902-1988)). Теория мышления как системы обработки информации. С появлением электронно-вычислительных машин возникло понимание мышления как систе- мы обработки информации (А. Ньюелл, Г. Саймон, М. Минский, Дж. Маккар- ти, Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам). Первоочередной задачей было проследить движение потока информации в "системе" (в мозге). Основными понятиями этого подхода являются те, что касаются когнитивной деятель- ности: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма. Особое значение сбору информации о признаках элементов проблем- ной ситуации придавали в российской школе психологии В. Н. Пушкин (1931−1979), О. К. Тихомиров и др. Деятельная теория мышления. Отношение мышления к объективной реальности рассматривается как процесс и как деятельность (А. Н. Леонтьев (1903−1979), В. В. Давыдов (1930−1998), В. Л. Поплужний, О. К. Тихомиров). Этот подход сделал возможным обогащение психологии мышления данны- ми о значении мотивации, эмоций, целеобразования в мыслительной дея- тельности; о зависимости мыслительных действий от этих компонентов; о роли контроля над процессом мышления, оценочного отношения к своему мышлению и т.д. Деятельный подход позволяет рассматривать мыслитель- ную деятельность как условие самостановления личности. Развитие мышления в онтогенезе «Ребенок не есть уменьшенная копия взрослого. Он живет и развивается по своим, только ему присущим законам…» С.Ф. Хотовицкий Исследованиями детской психологии мышления длительное время зани- мался швейцарский психолог Жан Пиаже ( J. Piaget , 1966). Он рассматривал развитие мышления как самопроизвольный, закономерно совершающийся переход от внешних действий к внутренним мыслительным операциям. В исследованиях Ж. Пиаже и его психологической школы показано качествен- ное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление ребенка постепенно меняет свой ха- рактер по мере взросления. В самом раннем возрасте ребенок вынужден двигательно реализовывать каждое действие, чтобы решить стоящие перед ним задачи. В этот период дей- ствия его еще максимально развернуты, они содержат много видимых компо- нентов. С возрастом они видоизменяются под влиянием свертывания: компоненты
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy