000368

11 действия качественно преобразуются, и уменьшается их число. На некотором этапе возрастного развития становится возможным их погружение и превраще- ние в мыслительные операции (интериоризация). Таким образом, сначала ре- бенок познает мир в действиях, затем – в образах, далее у него формируется символическое представление о мире через язык и абстрактное мышление. Ребенок имеет определенные схемы действий, позволяющие ему решать раз- нообразные познавательные задачи. Эти схемы действий относительно просты у младенца и достаточно сложны у подростка, но в любом случае им используются два основных механизма – ассимиляция и аккомодация. При ассимиляции новая задача при ее решении "подгоняется" под уже имеющиеся выработанные схемы решения и новая проблемная ситуация включается в их состав, наличные схемы действия не меняются. При аккомодации схемы действий меняются так, чтобы их можно было применить к новой задаче. В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание дает адаптацию. Завершает адаптацию установление равновесия, когда требова- ния среды (задачи) и схемы действий ребенка приходят в равновесие. Интеллекту- альное развитие, по Ж. Пиаже, стремится к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается на качественно более высоком уровне. Полная логическая уравновешенность достигается только в возрасте подростка на уровне формальных (абстрактно-логических) операций. Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того, можно говорить о деятельной природе интеллекта, т.к. объекты мира позна- ются первоначально ребенком через действия с ними – собственно интел- лектуальная деятельность производна от материальных действий, ее элемен- ты представляют собой интериоризированные действия. Пиаже выделяет 4 стадии когнитивного развития детей: 1. Сенсомоторную. 2. Дооперационального интеллекта: – фаза символически-предпонятийного; – и интуитивно-наглядного мышления. 3. Конкретных операций. 4. Формальных операций. 1. Стадия сенсомоторных операций – действия с конкретным, чувствен- но воспринимаемым материалом: предметами, их изображениями, линия- ми, фигурами разной формы, величины и цвета. Эта стадия продолжается у детей до 2 лет и свободна от пользования языком, отсутствуют представ- ления. Все поведение и интеллектуальные акты ребенка сосредоточены на координации восприятия и движений (отсюда название "сенсомоторный"), идет формирование "сенсомоторных схем" предметов, формируются первые навыки, и устанавливается константность восприятия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy