000368

12 2. Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет) – характеризует- ся сформированной речью, представлениями, интериоризацией действия в мысль – действие замещается каким-либо знаком: словом, образом, симво- лом. Если раньше ребенок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, то теперь он уже может комбинировать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению. Эту стадию развития интеллекта иногда называют репрезентативным интеллектом – мышление с помощью представлений. Сильное образное на- чало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своео- бразной детской логике. На этапе дооперациональных представлений ребе- нок не способен к доказательству и рассуждению. Овладение понятиями и логикой у детей формируется постепенно – в процессе оперирования пред- метами и при обучении. Примерно до пятилетнего возраста суждения у детей о предметах еди- ничные – еще нет групп явлений, классов и классификаций, поэтому они категоричны и относятся к наглядной действительности, все сводится ими к частному, знакомому и известному. Большинство суждений – это суждения по сходству и аналогии. Отсутствует цепь суждений – рассуждение, а самая ранняя форма доказательства – пример. В возрасте 6 лет ребенок уже хорошо мыслит образно – внутренне экс- периментирует представлениями, но не в состоянии применить приобретен- ную схему действия с конкретным предметом к отдаленным предметам, к их множествам, т.к. не владеет еще в полной мере логическими операциями. Все особенности ранней (допонятийной) формы мышления Ж. Пиаже объясняет присущим маленьким детям феноменом детского эгоцентризма . Часто детский эгоцентризм не совсем точно определяют как представление ребенка, что все вокруг имеет к нему отношение. Хотя, действительно, с самого рождения ребенок склонен воспринимать мир как свое продолже- ние, имеющее смысл только в плане удовлетворения потребностей. Однако в данном случае речь идет о субъективном восприятии, препятствующем различению связей между самим ребенком и внешними объектами. В силу этого ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения, не может "посмотреть" на себя со стороны. Эгоцентризм – особая интеллектуальная позиция ребенка. Он еще не способен свободно производить преобразования системы отсчета, начало которой «жестко» связано с ним самим, с его "Я". Все это не позволяет детям до 5 лет правильно понимать ситуации, требую- щие принятия чужой позиции, координировать разные точки зрения. Эгоцентрическая позиция ребенка хорошо прослеживается в экспери- менте с макетом гор. Горы выглядели по-разному с разных точек зрения. Ре- бенок видел горы с одной стороны и из нескольких фотографий мог выбрать

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy